Технология портфолио как инновационное средство оценивания студентов неязыковых вузов в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Сырина Татьяна Александровна, ассистент кафедры иностранных языков,

ГОУ ВПО ""Московский государственный областной университет"

Современность отличается процессом интенсивной модернизации системы образования, как на школьной, так и на вузовской ступенях, который находит отражение не только в новых Федеральных государственных стандартах второго (для школы) и третьего (для ВУЗа) поколения, но и во внедрении инновационных средств оценивания учебных достижений обучающихся, а также в совершенствовании системы развития навыков автономной работы и построения индивидуальной образовательной траектории.

Начиная с 80х годов за рубежом и середины 90х в России, для оценивания уровня сформированности ряда компетенций стала активно использоваться новая технология – портфолио. Однако будет неверным назвать портфолио инновацией в педагогике, технология имеет давнюю историю: в прошлом веке итальянским словом "portfolio" называли альбом с фотографиями. В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио, чтобы заявить своё место в Академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было составить впечатление не только о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. [2:6] И по сей день портфолио используется в фотографии, сфере моды, архитектуры, финансов, однако его массовых характер связан именно с образованием. Обилие литературы по описываемой технологии спровоцировало разночтения в понимании сущности портфолио. Проследим дефиниции технологии, сформулированные зарубежными и отечественными методистами:

Портфолио – это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. [4: 56]

В книге «Теория обучения в информационном обществе» авторы рассматривают портфолио как «структурированный самоотчёт учащегося о собственных учебных достижениях в различных областях за определённый период обучения, выстроенный в соответствии с определёнными образовательными целями. [3:144]

С. В. Панюкова описывает технологию следующим образом: «Являясь спо¬собом накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом личностно ориентированного подхода к образованию». [5:134] Стоит отметить, что автор рассматривает и электронное портфолио как «организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую в себя результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы». [5:135]

Таким образом, каждое определение описывает портфолио с разных позиций и на этой основе можно сформулировать основные признаки портфолио:

  • оптимизирует образовательный процесс;
  • инновационное средство оценки уровня сформированности базовых компетенций у студента;
  • интегративное средство обучения (ИКТ – е-портфолио);
  • современная технология, отвечающая ФГОС (компетентностный подход и личностно-ориентированное обучение);
  • рефлексивная технология (формирует способность самоанализа, рефлексии учебной деятельности и выстраивании образовательной траектории).

На сегодняшний день не сложилась четкой типологии портфолио, однако наиболее общепринятая включает четыре основных вида портфолио:

  • рабочее портфолио: включает работы учащегося за определённый период времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях;
  • протокольное портфолио – в документальной форме отражает все виды учебной деятельности и подтверждает самостоятельность работы учащегося;
  • процессное портфолио - предназначено для демонстрации достижений учащегося на различных этапах процесса обучения;
  • итоговое портфолио – используется для получения суммарной оценки знаний и умений учащегося, усвоенных по основным предметам учебной программы. [1:151-152]

Заметим, что в рамках курса «Иностранный язык», актуальным становится «проблемно-исследовательское портфолио», связанное с подготовкой реферата, научной работы, выступления на конференции.

Дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе занимает особое положение. Как правило, курс рассчитан на 3 – 4 семестра и составляет в среднем от 108 до 252 аудиторных часов. В соответствии с программой необходимо рассмотреть четыре основные сферы общения: повседневно-бытовую, учебно-образовательную, социокультурную, профессиональную. Использование комплексного портфолио, которое будет служить и отчётом о самостоятельной работе, и папкой достижений, позволит оптимизировать образовательный процесс и усовершенствовать традиционные формы контроля.

В рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» студентами неязыковых факультетов ВУЗа, предлагается следующая структура портфолио:

  • «Портрет»: фотография студента, рассказ о себе (автобиография), уровень владения иностранным языком (таблица Европейского языкового портфеля) и ожидания от курса.
  • «Коллектор»: таблицы (времена английского глагола, фонетика, словообразование, неправильные глаголы), список полезных Интернет ресурсов для изучения иностранного языка и др.
  • «Рабочие материалы»: представлена самостоятельная работа студента по основным направлениям: фонетический практикум, грамматика, лексика (в том числе работа с профессиональной терминологией), письменные переводы фрагментов социокультурных и профессионально-ориентированных текстов.
  • «Достижения»: дружеское письмо, деловое письмо, эссе, резюме, письмо о приёме на работу, е-майл и др.
  • «Исследовательская деятельность»: работа над проектом. Например, презентация Power Point по страноведению, проект на Wiki-wiki по лингвострановедению, веб-квест, результатом которого станет эссе (социально-политического характера) или подкаст (аудио- видеокаст) на профессиональную тематику.

В связи со стремительным внедрением ИКТ в образовательный процесс, меняется и форма исполнения портфолио – от папок достижений в бумажном виде, всё чаще встречаются электронные портфолио и вебпортфолио (webfolio), которые можно разместить на сайте университета или в образовательной оболочке ВУЗа.

Вне зависимости от того, в какой форме обучающиеся формируют портфолио, этапы работы будут одинаковы.

1) Цель, структура и сроки выполнения портфолио определяются совместно с обучающимися. Ориентировочный этап позволяет поставить перед студентами задачи и оговорить особенности выполнения включенных в портфолио заданий. Необходимо мотивировать студентов, раскрыть их творческий потенциал, предложив, например, назвать разделы портфолио: "Grammar page", "Words of wisdom", "Phonolab" и др.

2) Этап сбора материала самый трудоёмкий и длительный. Задача педагога – обеспечить доступную консультативную помощь каждому студенту. Возможен промежуточный контроль портфолио, который позволит проанализировать понимание студентами задания, снять возможные трудности, предварительно оценить качество выполненных работ.

3) Презентация портфолио. Данный этап, который зачастую пропускают, очень важен. Возможна организация защиты портфолио в виде конференции или интервью, причем оценку работе даёт не только преподаватель, но и другие студенты, а прежде всего докладчик. Элемент саморефлексии, анализа своей работы, обсуждения сложностей – ведущие во время презентации.

К сожалению, можем констатировать, что, несмотря на активное использование технологии портфолио, в России ещё не сложилась четкая процедура использования её в образовательном процессе. Подобная ситуация требует создания и разработки методических рекомендаций, программ элективных курсов, курсов повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений, которые бы позволили методически верно применять портфолио. В данной статье была предпринята попытка уточнить дефиницию портфолио для курса «Иностранный язык», рассмотреть типологию портфолио и предложить возможный вариант использования портфолио в качестве средства оценивания среди студентов неязыковых вузов по дисциплине «Иностранный язык».

Литература:

1. Гац, И. Ю. Лингвометодические средства обучения школьников в современной языковой ситуации [Текст] : монография / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2009. – 182 с.

2. Загвоздкин, В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (на основе материалов зарубежных источников) [Текст] / В. К. Загвоздкин. - Психологическая наука и образование, 2004, № 4, С. 5 - 10

3. Иванова, Е. О., Осмоловская, И. М. Теория обучения в информационном обществе/ Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с.

4. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышлеия на уроке и в системе подготовки учителя / И. В. Муштавинская. –М. : КАРО, 2009. – 144 с.

5. Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Панюкова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

6. Татьяненко, С. А. Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника вуза [Текст] / С. А. Татьяненко, Ю. В. Сердученко // Проблемы и перспективы развития образования (IV): материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. - С. 29-33.