Информационно-коммуникационные технологии в работе современного учителя

Лусто Галина Петровна, учитель истории и обществознания,

МКОУ Дубненская СОШ Чеховского района Московской области

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. принятая на заседании Правительства РФ 11 октября 2012 года и нацеленная на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики и новый закон «Об образовании», вступающий в силу с 1 сентября 2013 года четко определили тенденции модернизации современного российского образования

Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания. Развитие современного информационного общества ставит вопрос о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в работе современного учителя. Трудно представить себе учителя сейчас, который не использует в своей работе ИКТ. Тем не менее в целом, по данным официальной статистики Министерства образования Российской Федерации, общая доля общеобразовательных учебных заведений, имеющих компьютеры, составляет около 47%. В городах показатели оснащенности средствами ИКТ значительно лучше – около 70% городских школ имеют компьютеры, а вот на селе количество школ, оснащенных компьютерами, достигает лишь немногим более 35%. Компьютеры и другие средства ИКТ поступают в школы различными путями. При этом, участие государства на уровне поставок современной техники в средние школы явно занижено по сравнению с поставками средств ИКТ в вузы.

В связи с реализацией одновременно нескольких важных государственных целевых программ по оснащению сельских и городских школ современной компьютерной техникой и их подключением к Интернету, ситуация с доступом школ к средствам ИКТ улучшилась по сравнению с предыдущими годами. Но по прежнему сохраняются проблемы с оснащением школ техникой, с неразвитостью телекоммуникационной инфраструктуры удаленных от центра регионов в сельских школах и т.д.

Возможность и успех использования ИКТ в работе учителя зависит от многих факторов:

- от уровня оснащенности и типа школы;

- от ИКТ-компетентности учителя;

- от уровня развития и мотивации обучающихся;

- от вида приоритетной модели образования и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии способны:

- вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей;

- стимулировать познавательный интерес к предмету;

- придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер,

- индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников;

-повышать интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания);

- активизировать мыслительные процессы обучающихся.

Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:

1) ведение различной документации (конспекты занятий, планирование, программы);

2) подготовка различных дидактических материалов;

3) возможность использования мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов, электронных учебников. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала.

4) разработка авторских тестов для обучающихся, позволяющих контролировать усвоение программы;

5) учитель - предметник может обучиться технологиям создания собственных сайтов и основам Web-дизайна;

6) использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:

  • дистанционное обучение;
  • оn-line тестирование;
  • участие в дистанционных олимпиадах, конференциях и т.д.;
  • виртуальные экскурсии;
  • поиск различной информации в Интернете.

ИКТ могут быть использованы на всех этапах урока:

-При объяснении нового материала:

  • презентации;
  • информационные Интернет – сайты;
  • информационные ресурсы на дисках.

-При отработке и закреплении навыков:

  • компьютерные обучающие программы;
  • компьютерные тренажеры;
  • ребусы;
  • компьютерные игры;
  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов);
  • печатный иллюстративный материал.

-На этапе контроля знаний:

  • компьютерные тесты (открытые, закрытые);
  • кроссворды (с автоматической обработкой результата).

-На этапе самостоятельной работы обучающихся:

  • цифровые энциклопедии;
  • словари;
  • справочники;
  • таблицы;
  • шаблоны;
  • электронные учебники;
  • интегрированные задания.

-Для исследовательской деятельности обучающихся.

Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современно¬го учителя и ученика. Согласно положению об аттестации, если учитель сегодня не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию. Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения обучающихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Список использованной литературы:

  1. Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе - M.: Просвещение, 2008.
  2. Ганичева Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. - М., 2007.
  3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/под ред. Е. С. Полат. - М. 2008.
  4. Ларина Г.А. Роль ИКТ в деятельности современного учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/ rol_ikt_v_deyatelnosti_sovremennogo_uchitelya.docx(дата обращения 22.07.13).