ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТОКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АУДИТОРИЯХ

Матвеева Татьяна Анатольевна, профессор, доктор педагогических наук,

заведующая кафедры «Информационные системы и технологии»;

Шевелева Лидия Владимировна, преподаватель, 

Плаксина Ольга Андреевна, ведущий инженер, аспирант,

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента Росии Б.Н.Ельцина», г. Екатеринбург

В условиях информатизации образования важнейшей задачей современного этапа модернизации отечественного образования является формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза на основе системного использования информационно-коммуникационных технологий с первых дней обучения студента в вузе для совершенствования содержания образования и технологий обучения [2].

В настоящее время при традиционной организации подготовки студентов при изучении дисциплин математического цикла, как правило, лекция читается в больших аудиториях для потока из нескольких студенческих групп, в то время как практические занятия проводятся для каждой группы по отдельности.

Нами предложена, реализуется и совершенствуется (с 2007 года) следующая технология: для каждой учебной недели выстраивается определенная последовательность аудиторных занятий: одна потоковая лекция (2 часа); одно потоковое практическое занятие (2 часа); одно непотоковое практическое занятие (2 часа) с каждой студенческой группой отдельно.

Потоковые занятия проводятся в специализированной аудитории с автоматизированными рабочими местами преподавателя и студентов, подключенными к локальной аудиторной и корпоративной сети университета. Рабочее место преподавателя включает компьютер, связанный с мультимедиа проектором, микрофон, текстовую камеру, экран, маркерную доску. Рабочее место студента оборудовано персональным компьютером.

Во время лекции студенты получают информацию с большого экрана через управляемую преподавателем мультимедийную презентацию, имея возможность параллельно работать с более подробной версией электронного конспекта лекции со всеми гиперссылками, цветовыми и шрифтовыми акцентами на своем рабочем месте. Ведение традиционного письменного конспекта в таком случае не является обязательным, студенту рекомендуется лишь фиксировать в тетради структуру лекции и отмечать проблемные места, свои вопросы, дополнительные примеры и пр. За счет этого увеличивается содержательная плотность лекции, в большей степени удается добиваться понимания излагаемого материала, тем более что для этого на каждой лекции используется дополнительный мотивирующий элемент технологии – компьютерное 10-15-минутное микро-тестирование по материалу прослушанной лекции. Анализ результатов проводится в начале следующего занятия – потоковой практики.

На потоковом практическом занятии в той же аудитории преподаватель использует весь аппаратный арсенал, где лидирующая роль отводится текстовой камере, для разбора типовых, опорных задач изучаемой темы, задач повышенной сложности, тонких теоретических положений. В течение семестра во время поточных практических занятий проводится четыре–пять рубежных компьютерных контрольных работ по 90 минут каждая.

На групповых практических занятиях рассматриваются задачи из еженедельного домашнего задания, вызвавшие затруднения у студентов при самостоятельной работе, разбираются ошибки, сделанные при выполнении рубежных тестов, решаются дополнительные задачи.

По окончании семестра – компьютерный экзамен продолжительностью 90 минут одновременно для всего потока

На групповых практических занятиях рассматриваются задачи из еженедельного домашнего задания, вызвавшие затруднения у студентов при самостоятельной работе, разбираются ошибки, сделанные при выполнении рубежных тестов, решаются дополнительные задачи.

По окончании семестра – компьютерный экзамен продолжительностью 90 минут одновременно для всего потока.

Представленная технология:

  • обеспечивает условия, позволяющие устранить главные причины слабой сформированности универсальных компетенций: недостаточность программно-методического обеспечения образовательного процесса и недостаточность обратной связи со студентами;
  • усиливает обратную связь за счет системного характера объективного автоматизированного текущего контроля;
  • способствует формированию у студентов целостного восприятия изучаемого курса за счет особого содержания контрольно-измерительных материалов, развитию особого мышления современного специалиста, которому в профессиональной деятельности не обойтись без наукоемких информационных технологий;
  • способствует осуществлению индивидуализации обучения [2].

Описанная технология внедрялась на ряде технических факультетов УрФУ при реализации государственных образовательных стандартов второго поколения. В настоящее время в рамках перехода к ФГОС, возникает необходимость пересмотра содержательной части многих, в том числе и математических дисциплин.

При этом суть технологии остается прежней, корректируются и дополняются ее составные элементы, уточняются организационные детали учебного процесса. В частности потоковый характер занятий позволяет уйти от четкой дифференциации таковых на лекции и практики, эффективнее использовать элементы математического моделирования и численного эксперимента, что способствует развитию эвристического мышления у студентов.

Непрерывно совершенствуется и система тестирования. Сегодня она обеспечивает по завершении процедуры тестирования возможность автоматически формировать отчеты с наглядной сортировкой по двум позициям: студент, задание. В этом – залог высокой эффективности практических занятий и консультаций.

Из недостатков представленной технологии можно выделить следующие:

  • побочный эффект «легкости» и «простоты» при изучении дисциплин математического цикла, что влечет за собой формирование определенного привыкания к специально препарированным учебным материалам;
  • ослабление навыков составления собственных конспектов по причине необязательности его написания (см. выше);
  • замедление формирования умения студентов выражать свои мысли на должном уровне.

Отметим, что примерно через месяц реализации представленной системы контроля знаний выделяется группа сильных студентов (около 10%) и группа отстающих студентов (тоже около 10%), которые в дальнейшем практически не меняют собственные рейтинговые позиции на протяжении всего периода обучения. Поэтому мотивирующий характер абсолютных значений интегральных (накопленных) рейтинговых показателей снижается. Понятно, что одним из способов усиления мотивации является учет дифференциальных показателей каждого студента, демонстрирующих скорость изменения его учебных достижений.

В целом шестилетняя практика внедрения описанной технологии показала, что ее разработка в свое время имела опережающий характер, что во многом обеспечило ее устойчивую востребованность сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный портал Российское образование: Приказ № 2654 от 11.07.2002 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2654.html (дата обращения 01.02.2013).

2. Матвеева Т.А. «Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования» Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 2008

3. Шевелева Л.В., Плаксина О.А., Курлов А.С. К вопросу о технологиях непрерывной математической подготовки бакалавров технического направления // Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов десятой международной научно-методической конференции, 6 – 8 февраля 2013 года. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО УрФУ, 2013. – URL: http://notv.urfu.ru/materials.html (дата обращения: 10.02.2013).