ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Автор: Карушева Ольга Геннадьевна, преподаватель физкультуры,

ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский автомобильно0дорожный колледж»

 Сегодня одна из ведущих тенденций в развитии современных педагогических технологий – дифференцированное обучение. Его цель – организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, исходя из его возможностей и способностей, обеспечивая тем самым усвоение всеми студентами содержания образования. Дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:

- изучение нового материала;

- дифференцированная самостоятельная работа;

- учет умений и навыков на уроке;

- текущая проверка усвоения пройденного материала;

- организация работы над ошибками;

- уроки закрепления.

Правильное планирование и проведение учебного процесса и дополнительных нагрузок на уроках физкультуры и дома – залог успеха. Преподаватели физической культуры успешно используют метод круговой тренировки, как на уроках, так и в домашних заданиях, который с каждым годом приобретает все большую популярность. Комплексы упражнений круговой тренировки, как правило, способствуют не только общему  физическому развитию студентов, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы. Конкретная направленность круговой тренировки, комплекс, включаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки и методики зависят, естественно, от возрастных особенностей студентов и уровня их подготовленности.

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке физкультуры и дома – эффективное развитие физических качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств не обязательно должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, как близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы, так и упражнения на развитие физических качеств. Их использование способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет очень важное значение.

При подборе упражнений для домашних заданий студентам, важно учитывать возрастные изменения и уровень физической подготовленности, причем не всегда в сторону улучшения, больше внимания уделять индивидуальному подходу. Целесообразно сохранить отдельные стержневые упражнения, которые выполняются из года в год и позволяют проследить динамику двигательной подготовленности студентов (прыжки, бег на какую-либо постоянную дистанцию, силовые упражнения), подбирать  средства, исходя из новых или усложненных задач.

Домашние задания для юношей 15 – 18 лет представляют собой комплексы упражнений для развития силы, выносливости, скоростно-силовых качеств или подготовительные и подводящие упражнения с целью подготовки к освоению какой-либо части учебной программы. Например, подъем переворотом силой, метание гранаты, прыжки в высоту и т.п.

Преподаватель физической культуры предлагает студенту «сокращенный круг», легкий, средней трудности и трудный, в зависимости от того, как он физически развит и подготовлен. Если студент имеет высокий уровень физической подготовленности, то он выбирает трудный круг предлагаемых упражнений, если низкий – то ему можно рекомендовать легкий или «сокращенный круг».

«Сокращенный круг», легкий.

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя у стены;
  2. Сгибание и разгибание туловища из исходного положения: лежа на спине с прямыми ногами;
  3. Выпады вправо и влево с наклоном, дополнительно пружиня;
  4. Вис на согнутых руках на перекладине или подтягивание на низкой перекладине из исходного положения вис лежа.

Комплекс средней трудности.

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
  2. Упражнение «складной нож»;
  3. Глубокие приседания;
  4. Подтягивания на перекладине с обратным хватом руками.

Трудный круг.

  1. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, носки на повышенной опоре;
  2. Исходное положение – сед  углом (опираясь только на ягодицы):

а) разведение ног в стороны и сведение;

б) сгибание ног, подтягивая колени к груди, и выпрямление;

в) разведение и сведение ног со скрещениями;

  3. Приседания на одной ноге;

  4.Подтягивания на перекладине:

     а) с прямым хватом руками,

               б) с отягощением.

Также преподаватель предлагает варианты выполнения комплексов:

  1. Каждое упражнение выполняется одной серией до 30 раз. После каждой серии следует пауза от 1 до 2 минут. Пульс в это время должен снизиться, по меньшей мере, до 120уд/мин. Нагрузка повышается повторением задания до 3 раз.
  2. Каждое упражнение выполняется тремя сериями по 10 повторений в каждой. После каждой серии следует 1-минутный перерыв. Если, несмотря на максимальное усилие, оказывается меньше 10 повторений, то одно и то же упражнение следует попытаться выполнить тремя сериями подряд  возможно чаще. Перерыв между сериями в этом случае составляет не менее 1 минуты.

Заинтересованные студенты с увлечением выполняют комплексы, составленные преподавателем.

         Нельзя не учитывать и мотивацию при достижении результатов: для одних это один из способов получить положительную или повышенную для себя оценку, для других – лидерство в коллективе, третьих – формирование красивой фигуры, для четвертых – способность защитить себя, своих близких и друзей.

            Результаты самостоятельной работы студентов двух групп специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» отражены в таблице.

Динамика изменений показателей контрольного упражнения «подтягивание».

   

Периоды проведения испытаний

Группа слабой подготовленности

Группа средней подготовленности

Группа высокой подготовленности

1 курс

Менее 6 раз

7 – 10 раз

Более 10 раз

2010-2011 учебный год:

сентябрь

декабрь

май

 

11

 

13

 

6

9

10

11

9

7

14

 

-2

-6

+8

2 курс

Менее 8 раз

8 – 12 раз

Более 12 раз

2011-2012 учебный год:

сентябрь

 

11

 

11

 

8

декабрь

май

9

9

12

7

9

14

 

-4

-2

+6

3 курс

Менее 10 раз

10 – 15 раз

Более 15 раз

2012-2013 учебный год:

сентябрь

декабрь

 

10

 

12

 

8

8

10

12

 

-2

-2

+4

              Итак, дифференцированный подход позволяет оценить динамику изменения результатов самостоятельной работы студентов с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и физической подготовленности. А главная задача домашних заданий – на основе формирования у   студентов потребности заниматься самостоятельно – укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности.

Литература.

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.
  2. Ермаков В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи. 1996. 40 с.
  3. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. №1, с. 5-11.
  4. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе. 1998. 160 с.