«ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЁРКА» - ВИКТОРИНА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ

Баркова Елена Николаевна,

учитель математики МБОУ гимназии №7 г. Чехова

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игра, как ученье и труд, является одним из основных видов деятельности человека, особенно ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет функции:

1. развлекательную;

2. коммуникативную;

3. самореализации через практику деятельности;

4. игротерапевтическую - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

8. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка;

2. творческий, импровизационный, активный характер этой деятельности;

3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность;

4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Значение игры состоит в ее процессе, благоприятном и эмоциональном для человека, развлекательно-рекреационных возможностях, в обучающих возможностях, в развитии творческих и организаторских способностей, в передаче опыта.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2. как элементы более обширной технологии;

3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

4. как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Спектр целевых ориентаций игр:

1. Дидактические игры.

2. Воспитывающие игры.

3. Развивающие игры.

4. Социализирующие игры.

В тоже время нужно учитывать, что в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр; в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, эмоциональная окраска, стремление к веселому в игре, ориентация на речевую деятельность.

Математика как школьный предмет дает учителю широкие возможности для проведения различных видов игр, в любых возрастных категориях учащихся. Особенно содержательными, познавательно полезными, интересными математические игры являются для учащихся 5-8 классов. Приведем ниже пример одной из игр для учащихся 7-классов. Такую игру можно проводить как на заключительных уроках в конце учебной четверти (триместра), так и на уроках закрепления и повторения тем и разделов.

Игра имеет интригующее название «Великолепная семёрка», которое вряд ли для современных школьников ассоциируется со знаменитым вестерном, но стразу же заставляет задуматься: «Что это за семёрка?», «Почему она великолепная?», «Почему именно семёрка?» и т.д.

Принцип же игры предельно прост: класс делится на группы по 7 человек (обычно это 3 или 4 группы), команды проходят 7 этапов с заданиями одного типа, но разных вариантов, побеждает команда с великолепными математическим знаниями – она и становится «Великолепной семеркой».

Вначале игры разумным будет послушать краткое (3 минуты) сообщение одного из учащихся о том, почему у многих народов цифра 7 имеет такое магическое значение. Затем следует объяснить цели игры, провести мотивацию мероприятия (урока), анонсировать задания, указать правила и требования.

Можно заранее подготовить кабинет, вывесить несколько плакатов с мудрыми мыслями (пословицами, поговорками) о математике и цифре 7, пригласить на игру «экспертный совет» из нескольких старшеклассников.

Этапы игры и задания могут варьироваться в зависимости от специфики класса, учебника, пройденных разделов. Предлагаем один из вариантов.

1 этап «Математическая разминка»

Варианты заданий:

• какая команда больше вспомнит и запишет пословиц и поговорок с цифрой 7 (Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. У семи нянек дитя без глазу. Видно велик городок, что в нем семь воевод. Для любимого дружка семь верст не околица, За семь верст киселя хлебать. За семью печатями. Лук от семи недуг. Пришел марток, одевай семь порток. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Семь ворот и все в огород. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Семь потов сошло. Семь пядей во лбу.)

• или кто больше знает загадок с цифрой 7.

Пример: Вышел старик-годовик, махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц, У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев, Каждое перо с одной стороны чёрное,

А с другой — белое. ( год, месяцы, недели, дни)

2 этап «Теоретические вопросы» (вариант «Термины»)

Примеры вопросов:

1. Какая дробь называется правильной?

2. Равенство двух отношений называется...... (пропорцией)

3. Сформулируйте сочетательное свойство сложения чисел.

4. Что такое функциональная зависимость?

5. Для чего используется штангенциркуль?

6. Сформулируйте первый признак равенства треугольников.

7. Геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки называется...

3 этап «Составьте выражение для решения задачи»

Пример: периметр прямоугольника равен 16 см, одна из его сторон х см. Какова площадь прямоугольника? Или «Из двух городов, расстояние между которыми х км, навстречу друг другу вышли два поезда со скоростью v (1) и v(2) км/ч. Через сколько часов они встретятся?»

4 этап «Задание на построение»

Например: построение угла, равного заданному; треугольника с заданными углами и сторонами и т.д.

5 этап «Доказательства теорем»

Пример: теорема «Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.

6 этап «Занимательная математика»

(разгадывание математических загадок, головоломок или ребусов)

7 этап «Конкурс капитанов»

(задание может даваться на время, чем быстрее капитан решит (и, разумеется, правильно) задачу, пример – тем больше очков он принесет команде)

Примеры заданий: вычислите значение выражения, упростите выражение, решите задачу, сравните, составьте формулу числа, решите старинную задачу, «что лишнее и почему», «логическая цепочка», «узнай математика по описанию» и т.д.

Пример задачи:

• В одном резервуаре 380 куб. м воды, а в другом 1500 куб. м. В первый резервуар каждый час поступает 80 куб. м. воды, а из второго каждый час выкачивают 60 куб. м. Через сколько часов воды в резервуарах станет поровну?

При подсчете итоговых баллов в командах, учителю или «экспертному совету» следует обратить внимание на выводы, исправить ошибки в решениях, повторить правила, аргументировано выделить наиболее успешных игроков.

Такая игра позволяет хорошо повторить тему (несколько тем), проконтролировать уровень усвоенного, создать дух здорового соревнования, поощрить успешных учащихся, позволить малоактивным ребятам почувствовать себя в более комфортной обстановке значимым игроком, членом команды. Кроме того, игра – это всегда нестандартная ситуация, где хорошо проверяются и усваиваются знания в практическом применении.

Литература:

1. Барсукова Л.Н. Открытые уроки математики. - М.: Вако, 2010. – 208 с.

2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. –М.: Просвещение, 1990. -97с.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.

4. Чернокнижникова А.М. Нестандартные уроки. Математика. 5-10 класс. – М.: Аркти, 2010. -144 с.