Организм человека и охрана здоровья на уроках окружающего мира

Малинина Галина Геннадьевна, учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ №917, г.Москва
Цель: Формировать умение распознавать органы человека; вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдать  правила личной гигиены.
Задачи:
Образовательные: закрепить  и систематизировать  знания об организме человека как, о целостной системе; расширить  и углубить знания о работе органов и систем организма;
Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций.         
Данная презентация предназначена для просмотра на уроках окружающего мира в начальной школе при изучении организма человека и вопросов охраны  здоровья.
Так, рассматривая  слайд 1, учитель знакомит учащихся с основными частями тела : голова, туловище, руки, ноги и наружными органами : уши, глаза, нос, рот человека.  После этого дети без затруднения могут назвать и показать части тела и наружные органы у мальчика, изображенного рядом  и у себя. 
На слайде 2 показан увеличенный в разрезе участок кожи. Учитель поясняет, что на поверхности кожи имеются мельчайшие отверстия – поры, через который выделяется пот, охлаждающий тел о и жир смягчающий кожу. Удаление с поверхности кожи грязи, пота, соли очищает поры,  в которых могут скапливаться бактерии и грибки, вызывающие заболевания. Поэтому необходимо поддерживать чистоту кожи, для этого открытые участки тела (лицо, шея, руки)  необходимо мыть ежедневно.
Демонстрируя слайд 3, учитель называет внутренние органы человека: легкие, печень, желудок, кишечник. Легкие заполняют почти все пространство грудной клетки, за исключением средней части, занятой сердцем. Под легкими расположены : печень, желудок, кишечник, которые обеспечивают работу пищеварительной системы.
Скелет человека представлен на слайде 4.  Учитель поясняет учащимся, что основу тела человека составляет скелет, состоящий из костей различной величины и формы. Скелет определяет размеры и форму тела человека. Некоторые части скелета (череп, грудная клетка) служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца. К скелету прикрепляются мышцы.
Рассматривая слайд 5, учитель обращает внимание учащихся на нарушение осанки, вследствие неправильной посадки за партой,  когда ребенок сидит с опущенным плечом или искривленным тазом. Нормальным считается не выпрямленное положение тело, а несколько наклоненное вперед с легким изгибом спины. Грудь не должна опираться на край парты. При письме кисти рук и предплечья должны опираться на парту. Чтобы иметь красивую и правильную осанку необходимо укреплять и развивать мышцы. Для этого нужно заниматься спортом, полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками.  Подвижные игры - один из способов улучшения осанки.
Слайд 6 демонстрирует мышцы человека. Детям необходимо знать,  что мышцы это органы движения, они включают кости скелета в движение. Например, мышцы шеи осуществляют повороты головы вперед в стороны назад. Мышцы обладают значительной крепостью. Сила мышцы определяется ее толщиной.              
Слайд 7 помогает понять процесс пищеварения. Переработка пищи начинается в полости рта жевательными движениями, где пища смачивается слюной, размельчается, формируется в комок, достигает входа в глотку и проглатывается. Необходимо обратить внимание учащихся на тщательное пережевывание пищи.  При поступлении пищевого комка в пищевод происходит  сокращение его мышц, и пища проталкивается в желудок. В желудке под воздействием желудочного сока пищевой комок распадается до пищевой кашицы. Затем поступает в кишечник, где происходит окончательное расщепление пищевых веществ. Питательные вещества переходят в кровь и с током крови разносятся по всему организму.
На 8 слайде учитель показывает, какое значение имеют зубы в жизни человека. Зубы захватывают и измельчают пищу. Кроме того, они способствуют чистоте и благозвучию речи. Болезни зубов служат причиной многих заболеваний, поэтому за зубами необходим тщательный уход.
На слайде 9 показано,  как это надо делать: ежедневно чистить зубы щеткой и пастой. Нельзя пользоваться не своей зубной щеткой.  После каждого приема пищи необходимо полоскать рот теплой водой.
С пищей человек получает все вещества необходимые для развития организма и для пополнения энергией затрачиваемой при физическом и умственном труде. Основную энергию для организма дают углеводы белки и жиры.
Рассматривая слайд 10, учащиеся знакомятся с пищевыми продуктами растительного и животного происхождения : картофель, овощи, фрукты, ягоды, хлеб, сахар, мясо, рыба,  молоко, яйца.  Разнообразие пищи не только возбуждает аппетит, но и содействует ее усвоению.
С органами дыхания ребят знакомит слайд 11. На слайде видно, что глубокий вдох обычно делают при разведении, подъеме и взмахе рук, при выгибании туловища назад.  При этом воздух попадает в носовую полость, согревается, очищается, увлажняется. Из носа воздух попадает в глотку, затем в гортань.
Здесь продолжается его согревание, увлажнение. Затем воздух, проходя трахею и бронхи, поступает в легкие. Дети должны знать, что вдыхать воздух необходимо через нос, если дышать ртом, то в легкие поступает неочищенный, не согретый и неувлажненный воздух.  При вдохе и выдохе воздух в легких обновляется.
Рассматривая слайд 12, учащиеся знакомятся с органами кровообращениями. К органам кровообращения относятся: сердце, артерии, вены. Артерии несут насыщенную кислородом кровь, вены несут обедненную кислородом кровь, все органы человека нуждаются в питательных веществах и кислороде – это осуществляет кровь.  Непрерывное движение крови в организме человека обеспечивается работой сердца. Слайд 12 дает представление детям о сердце и его расположении. Размер сердца соответствует величине сложенной в кулак кисти. От работы сердца зависит состояние здоровья человека. Поэтому деятельность сердца необходимо контролировать путем подсчета пульса.
Слайд 13 демонстрирует способы измерения пульса. Для определения частоты пульса нужно сосчитать его за десять секунд, полученный результат умножить на 6. Очень важно, чтоб сердце было сильным и здоровым. Этого можно достичь, занимаясь различными видами спорта.
Нервная система представлена слайдом 14. На данном слайде показан головной и спинной мозг человека. Это очень важная система, которая руководит нашими поступками и действиями. Когда мы хотим что-то сделать, в нервных клетках коры головного мозга возникает «сигнал», по нервным путям он переходит в спинной мозг, а оттуда распространяется к соответствующим мышцам  и происходит движение. Систематические занятия физическими упражнениями и спортом укрепляют и тренируют нервную систему, что положительно влияет на умственную деятельность и успеваемость.
Слайд 15 знакомит с органами выделения. К ним относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь. В почках кровь фильтруется и очищается, остающаяся жидкость скапливается в мочевом пузыре и выводится наружу через мочеиспускательный канал. 
Слайд 16 демонстрирует органы чувств. Ухо – орган слуха и равновесия. Язык является органом вкуса. Глаз - органом зрения. Нос – орган обоняния. Большой чувствительностью обладает кожа.
Работа на уроках по окружающему миру с презентацией урока на тему «Организм человека и охрана здоровья» поможет учащимся разобраться в строении и функциях своего организма, лучше понять себя, осознанно относиться к своему здоровью.
 
Список литературы:
 
1.Витмор Я., Виллан П. Анатомия в вопросах и ответах. С. 62-64.
2.Паркер С. Занимательная анатомия или что тобой управляет. С. 162-163.
3.Романовская Н. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. С. 390-394.
4.Юдин Г. Главное чудо света. С. 146-147.
5.Яновская Т. Как устроен человек. История для детей. С. 81-85.