Темперамент. Педагогика и психология.

  Жук Марина Анатольевна, педагог – психолог, 
ГБОУ СОШ № 917г. Москвы 
Цель:Формировать умение распознавать типы темперамента, вырабатывать умение следить за развитием положительных сторон своего темперамента и одновременно помогать освободиться от тех отрицательных моментов , которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Задачи:
Образовательные: закрепить и систематизировать знания о темпераменте ученика; расширить и углубить знания о разновидности темперамента человека.
Воспитательные :  содействовать воспитанию у младших школьников положительных сторон своего темперамента и темперамента окружающих.
Развивающие : способствовать развитию логического мышления , мыслительных операций.
Данная презентация представлена слайдом 1 для просмотра на уроках  психологии в  начальной школе при изучении темперамента школьника. Невозможно эффективно работать с ребенком без знания механизмов развития психики и общения. Так, рассматривая слайд 2, психолог знакомит учащихся с видами общения зависящих от вида темперамента.
Психология изучает закономерности педагогического процесса и  условия его оптимальной организации. Так появилась педагогическая психология.
Демонстрируя слайд 3,психолог показывает ,что при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних  воздействиях , люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.
Темперамент человека представлен на слайде 4. Психолог поясняет учащимся, что конституционные особенности нервной и эндокринной  системы человека  определяют в первую очередь его темперамент. Важным приемом изучения своеобразия динамических проявлений является сравнение учеников друг с другом в равных, по возможности ,условиях.
Для отнесения ученика  к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него , прежде всего ,таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики.
Рассматривая слайд 5, психолог обращает внимание учащихся на   активность ,о ней судят по тому , с какой  степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружение и изменить его, преодолеть препятствия.
Слайд 6 демонстрирует эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной  силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.
Слайд 7 помогает понять особенности моторики. Они выступают в быстроте,  резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темрерамента легче других поддается наблюдению и оценке. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем «возрастном фоне».
На 8 слайде психолог показывает 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Темперамент - это характер человека со стороны динамических особенностей его психических  процессов и состояний.
На слайде 9 показан сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям. Чувства легко возникают и сменяются. Мимика подвижная и выразительная, живые жесты. Быстрый темп речи, громкая, отчетливая, с правильной интонацией.
Рассматривая слайд 10 , учащиеся знакомятся с  холериком . Холерик отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, активен , напорист. Особенности речи: чрезмерно быстрая, неровная , с колеблющимися интонациями,  замедлена при возбуждении, при чтении много ошибок. Выразительная мимика , резкие жесты, при возбуждении жесты хаотичны, мимика лица и речи утрированная.
С флегматиком ребят знакомит слайд 11.На слайде видно, что флегматик обычно ровен и спокоен. Новые формы поведения вырабатываются медленно ,но являются стойкими. Речь медленнее, чем у сангвиника, равномерна, иногда с остановками. Без резко выраженных жестов, мимика бедная.
Рассматривая слайд 12, учащиеся знакомятся с меланхоликом. Меланхолик чувствителен к внешним раздражителям, тревожен. Речь его слаба, тиха, иногда снижается до шепота, беден словарный состав. Текст прочитывает в три раза медленнее, чем сангвиник. Невыразительная мимика и жесты.
Слайд 13 дает представление детям о понятии как экстраверт  и интроверт. Экстраверт - человек, интересы которого обращены  преимущественно на окружающий мир и других людей. Интроверт больше интересуется внутренним миром, не стремится к интенсивному общению.
Каждый тип темперамента сам по себе не является ни хорошим , ни плохим , может иметь свои достоинства и недостатки. Слайд 14 демонстрирует каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах . Энергия, страстность холерика слайд 15 ,если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.
Живость и отзывчивость сангвиника – ценные особенности представлены слайдом 16 .При недостатках воспитания могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться.
Слайд 17 знакомит с флегматиком. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – ценные свойства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым , равнодушным  ко многим впечатлениям жизни.
Слайд 18 демонстрирует меланхолика. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты , но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собственные переживания , излишняя застенчивость.
Таким образом ,одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того , во что они разовьются – в достоинства или в недостатки.
Работа на уроках по психологии с презентацией урока на тему «Темперамент. Психология и педагогика» поможет учащимся разобраться и путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов , которые могут быть связаны  с данным темпераментом.    
                                             Список литературы.
1.Ананьев Б . Г.  Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Москва, 1980.С. 112-114.
2.Выготский Л.С.,  Лурия  А.Р. Этюды по истории поведения .Москва,1993 .С.56.
3.Гамезо М.В.,Домашенко И.А.Атлас по психологии.Москва, 1986. С.21-24.
4. Ковалев А.Г. , Мясищев В.Н. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.Москва.,1980. С. 90.
5.ПлатоновК.К. Структура и развитие личности. Москва , 1986. С. 95. 

{Flash=/images/banners/sait1.swf |width=600|height=125}