ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ЛОГОПЕДОМ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Петрущенкова Ольга Валентиновна, МДОУ ЦРР – детский сад № 31 «Журавушка»,
г. Серпухов, учитель – логопед
 
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К.Д.Ушинский
На современном этапе становления дошкольного образования проблема формирования навыков и умений связной речи становиться крайне актуальной, так как связная речь является формой усвоения знаний в школе. Педагоги-практики отмечают, что проблема формирования связного высказывания становится характерной не только для детей-логопатов, но и для детей массовых групп.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи у дошкольников. Одним из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов или картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия, то есть идёт развитие словаря существительных, прилагательных и глаголов, несущие ребёнку и смысловую нагрузку. В качестве второго вспомогательного фактора выделяем создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Первоначально педагог в речевые занятия или в индивидуальной работе включает предварительные речевые упражнения, цель которых научить осознавать признаки предмета и по совокупности этих признаков отгадывать предмет, закодированный в тексте. Пример: этот предмет круглой формы, гладкий на ощупь, может быть  красного, желтого или зелёного цвета, сочный и ароматный, съедобный и полезный для нас (яблоко) После таких исследовательских упражнений применяется сенсорно-графический план, который включает в себя три составляющих части:
Ι - предмет, подлежащий описанию
ΙΙ - колонка маркёров, которые обозначают сенсорные каналы, через которые ищем признак (их столько, сколько признаков наметили вычленить)
ΙΙΙ - материализованные опоры для обозначения этого признака, например цвет – палитра, запах – духи, форма – геометрические фигуры. Педагогом используются дополнительные схемы, обучающие детей определять предмет речи (существительное), учит сообщать  об этом предмете, применяя вопросы «Кто (что)? Что делает?»
                                            
Или  выделение структурных компонентов рассказа осуществляется на материале текстовых загадок. В загадке, являющейся по своей сути описанием, эти структурные компоненты представлены весьма четко: «Я хожу по крыше, меня боятся мыши, птичек ловлю, молоко люблю», дети отгадывают предмет речи и затем подбирают к нему новые предикаты (глаголы). Про один и тот же предмет мы можем рассказывать словами разного грамматического класса: не глаголами, а прилагательными. В этой работе нам помогают парные загадки.
 Загадка:  Зимой греет, весной тает, летом умирает, осенью летает (Снег)
Эта часть речи маркируется другой формой, сопровождается вопросом «Какой?»
               
 
Загадка: Черненькая, сладенькая, всем ребятам миленькая (Черника)
Полезными становятся игры «семантические абсурды» (небылицы): найти несоответствие между картинкой и содержанием рассказа, найти слова не подходящие по смыслу и заменить их подходящими. Ассоциативные словесные игры: нахождение ряда слов к слову педагога; обобщённого слова по ряду заданных; слова для адекватного завершения смысла предложения «Я хотел устроить бал и гостей к себе…(позвал)  Я  взял муку, и взял творог, испёк рассыпчатый…(пирог)»; поиск слов антонимов среди глаголов и прилагательных; накопление синонимического ряда слов.  Все эти игры и упражнения носят системный характер в работе над становлением связной речи у дошкольников. 
Для формирования и активации связной речи у детей в период дошкольного обучения, наряду с традиционными методами  и приёмами используют и средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки, мнемотаблицы) И у воспитателей и у специалистов большую популярность получила методика использования мнемотехники. Её применение очень актуально:
  • облегчает детям овладение связной речью
  • использование обобщений позволяет ребёнку систематизировать свой опыт
  • с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает вывод
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явления природы и некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Выделяют несколько этапов в работе при использовании мнемотаблиц:
1 этап – рассматриваем таблицы и разбираем то, что на ней изображено;
2 этап – перекодирование информации, то есть преобразовываем абстрактные  символы в образы; 
3 этап – пересказываем информацию (сказку, рассказ) с опорой на символы - образы (происходит отработка метода запоминания);  
4 этап – делаем зарисовку мнемотаблицы;
5 этап – ребёнок воспроизводит каждую таблицу при её показе ему.
Работа строится от простого к сложному. Начинаем с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.  Педагоги – практики рекомендуют создавать символы вместе с детьми.
Приём наглядного моделирования используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказа по серии картинок, описательный рассказ, заучивание стихотворений. Существуют определённые требования к подбору рассказа:
  • должен быть повествовательным, наличие события обязательно
  • по своей структуре должен быть цепным (мысли последующего предложения должны вытекать из предыдущего)
  • объём рассказа не более 6-7 предложений
  • все предложения должны быть простыми  
  • предложения должны быть связаны между собой прямым лексическим повтором, чтобы дать ребёнку возможность осознать программу рассказа
  •  желательно, чтобы рассказ содержал познавательный факт. 
Работа над заучиванием стихотворения имеет свои особенности:
1. выразительно читаем стихотворение
2. помогаем уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по его содержанию
3. выясняем непонятные слова, объясняем их значение
4. читаем каждую строчку с опорой на мнемотаблицу
5. дети сами по цепочке читают строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
С помощью мнемотаблиц возможно добиться следующих результатов:
  • увеличить кругозор детей об окружающем мире
  • развитие творчества в пересказе текстов
  • появляется интерес в заучивании  стихов и потешек
  • словарный запас выходит на более высокий уровень
  • дети учатся свободно держаться перед аудиторией.
Определяя основные разделы системы обучения навыкам связной речи, следует исходить из утвердившегося в психолингвистике представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. Из этого следует, что нельзя обучить связной речи «глобально» только на основе задания педагога: «Составь рассказ».
 
Список используемой литературы
 
1. В.К.Воробьёва Учебное пособие «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» - М: АСТ- Астрель Транзиткнига, 2006. – 149 с.
2. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику/Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008.- 232 с. 
Интернет ресурсы.
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320 с. (Серия «Учимся играя»)
4. О.А.Ушакова Материалы курса «Развитие речи дошкольников, как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 1-4.М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010.- 68с.