ОЛИМПИАДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Загородняя В.А. учитель начальных классов
МОУ «СОШ имени А.П.Чехова»
г. Истры, Московской области
 
Отличительной особенностью школы является обязательное участие детей в конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, соревнованиях по общеобразовательным предметам районного и областного уровня. Особенно это стало актуально в рамках новой формы аттестации педагогов, т.к. данный фактор является показателем успешности работы учителя.
 Основными целями и задачами для руководителей и педагогических коллективов школы являются:
  • пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности,  создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
  • обязательный сравнительный анализ результатов участия в конкурсах, олимпиадах;
  • постоянная учебная работа с конкурсными заданиями, решение олимпиадных задач в процессе очной и заочной подготовки школьных команд;
  • стимулирование педагогов и учащихся к достижению высоких результатов выполнения заданий повышенной сложности.
Проблема для педагогов и учащихся начальной школы в том, что нет на государственном уровне предметных бесплатных олимпиад, которые проводились бы на разных уровнях, как это проводится для учащихся 5-11 классов. Учителя со своими воспитанниками активно участвуют в предметных олимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Эврика», «Наше наследие» и др. Но, несомненно, первым шагом к большим свершениям является школьный этап олимпиады. 
В МОУ «СОШ имени А.П.Чехова» предметные олимпиады по математике и русскому языку проводятся со 2 класса. Учителя планомерно готовят учащихся к данным интеллектуальным состязаниям. Выпускники начальной школы участвуют в школьном, а затем в муниципальном этапах олимпиады по математике и русскому языку. Стабильность такой работы даёт высокий показатель результатов среди учащихся.
Предлагаю материалы школьных этапов олимпиады по математике для учащихся 4 классов.
 
Олимпиадная работа по математике № 1
1. Ребята повели лошадей на водопой. Сколько было ребят и сколько лошадей, если при подсчёте оказалось 26 голов и 82 ноги.
2. На плоскости расположено 11 шестерёнок, соединённых по цепочке. Могут ли все шестерёнки вращаться одновременно? ( Объяснить свой ответ)
 
3. 4 книги, 2 закладки и 3 блокнота стоят 577 рублей. Одна книга, 3 закладки и 2 блокнота стоят 273 рубля. Сколько стоит комплект из 1 книги, 1 закладки и 1 блокнота?
4. Расставь в записи      7*9 + 12: 3 – 2      скобки так, чтобы значение получившегося выражения было равно
       а)  23                  б)       75
5. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Нарисуй, как он это сделал.
6. Запиши наименьшее шестизначное число, все цифры в записи которого различны и сумма цифр равна 18
7. Полтрети числа есть число 100. Какое это число?
8. Сколько треугольников изображено на рисунке?
 
Олимпиадная работа по математике № 2
1. В понедельник Андреев заработал вдвое больше Петрова. Во вторник Андреев истратил 100 рублей, а Петров заработал ещё 200 рублей. После этого у них оказалось денег поровну . Сколько заработал каждый из них в понедельник ?
2. Продолжи последовательность:
                          2,  2,  4, 12,  48, …….
3.  Шесть котов в шесть минут съедают шесть мышей. Сколько понадобится котов,  чтобы в сто минут съесть сто мышей ?
4. Падая в Стране чудес по лестнице с пятого этажа, Алиса насчитала  100 ступенек. Сколько ступенек она насчитала бы, падая по этой же лестнице со второго этажа ?
5. На листе бумаги отмечены 16 точек. Одна из них выделена кружком. Сколько квадратов с вершинами в отмеченных точках содержат выделенную точку внутри (не на границе )
6.  Запишите девять чисел от 1 до 9 по кругу так, чтобы сумма любых
двух соседних чисел не делилась на 3.
7.     
 
Олимпиадная работа по математике № 3
1. Старинная китайская задача.
Имеются вещи. Если считать их тройками, то останется 2; если считать пятёрками, то останется 3; если считать семёрками, то останется 2. Сколько вещей?
2. Старинная русская задача.
Некто узнал, что корова на ярмарке стоит вчетверо дороже собаки и вчетверо дешевле лошади. Он взял на ярмарку 200 рублей и на все эти деньги купил собаку, двух коров и лошадь. Что почём?
3.    В клетке сидят две змеи одинаковой толщины. Одна из них длинная, другая короткая. Придумай такой лаз из клетки, чтобы короткая змея могла через него выбраться из клетки, а длинная - не могла.
 4.     Найди сумму всех чётных чисел от 4 до 50.
5. Разбей циферблат с помощью двух отрезков на 3 части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой из этих частей была одной и той же.
6. Игорь стоит в хороводе. Пятый слева от Игоря тот же, что и шестой справа.   Сколько людей в хороводе ?
7. Запиши число 16 при помощи четырёх пятёрок и знаков действий.
 
Список использованной литературы
1. Белицкая Н.Г. Орг А.О. Школьные олимпиады.- Москва. Айрис-пресс.2007.
2. Дереклеева Н.И.. Справочник завуча. 1-4 классы.- Москва. Вако. 2006.
3. Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе // Газета Начальная школа. 2002. № 39, 44.