РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6-М КЛАССЕ «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Михайличенко Ирина Алексеевна, учитель обществознания
МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области
Среди многих требований ФГОС к курсу обществознания лидируют личностные и метапредметные результаты.
Обществознание должно способствовать:
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной культуры, становлению социального поведения;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем, освоению учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции; развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных возрастов и социальных статусов, членов своей семьи.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей семьи, своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Среди этих требований мы намеренно выделили те, над которыми работали вместе с шестиклассниками при исследовании темы «Семья и семейные традиции» в рамках недели обществознания в гимназии и дня защиты социальных проектов.
Тема семьи была актуальной во все века, и сейчас ценность семьи и семейных отношений тоже очень важна для каждого.
Л.Н. Толстой однажды сказал:
Семья – главная ценность, основа счастливой жизни, умейте дорожить ей и беречь ее!
Цель нашего проекта: создать новый интеллектуальный продукт (учебную презентацию для школьников для уроков и внеклассных мероприятий) о значении семьи, ее видах, традициях, уважении к родословной, значении имен и фамилий в семье.
Задачи:
1. Выяснить, что понимают под термином «семья» ученые и обычные люди, какие бывают виды семей и какие семья имеет функции.
2.Подобрать материал о семейных традициях, пословицах и поговорках о семье.
3.Научиться составлять родословную, узнать значение своего имени и фамилии.
4. Подобрать материалы к мультимедийной презентации, тематической газете, статье, буклету, выставке рисунков о ценности семьи для школьников в их настоящем и будущем.
Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников, анкетирование, беседы, наблюдения, создание рисунков, работа с семейными фотографиями, анализ, сравнение, обобщение.
Нам с ребятами очень понравилось собирать стихи о семье. Они очень добрые и эмоциональные.
Мама на папу глядит, улыбается,
Папа на маму глядит, улыбается,
А день самый будний, не воскресенье,
И за окошком – не солнце, а вьюга,
Просто такое у них настроение,
Просто они очень любят друг друга.
От этой любви т легко, и светло.
Мне с папой и мамой так повезло!
1. Из курса обществознания, различных словарей мы выяснили:
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Функции (роли) семьи
1. Союз двух людей на основе любви и брака, совместное проживание и общение.
2. Репродуктивная (появление детей, продолжение рода).
3. Социализация личности, передача культурных ценностей и традиций.
4. Социальная и эмоциональная защита членов семьи, поддержка родственников.
5. Воспитание и обучение детей.
6. Экономическая и хозяйственно-бытовая.
7. Досуговая.
Социологи делят семью на группы:
• По наличию детей: бездетные, с одним ребенком, с двумя детьми, многодетные.
• По стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая пара.
• По географическому признаку: сельская и городская семья.
• По типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.
Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он был кормильцем, опорой семьи. А женщине отводилась роль домохозяйки, хранительницы очага. С тех пор многое изменилось. Теперь женщина занимается не только домашними делами, но ещё и работает. Современная семья более демократична, чем ранее, члены семьи - равноправные ее составляющие.
Многие ребята не только из разных классов нарисовали свою семью. И мы сделали выставку рисунков.
Вместе с библиотекарями мы нашли много пословиц и поговорок о семье, они четко и очень ёмко отражают значение семьи для человека. Приведем некоторые из них:
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Жениться – не воды напиться.
• Мир в семье любовью держится.
• Каково деревце, таковы и яблочки.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Дома и стены помогают.
• Где любовь да совет, там горя нет.
Мы нашли также несколько интересных притч.
Думаем, в них заложен очень ценный смысл. Их интересно будет прочитать школьникам, порассуждать о вопросах, поднятых в этих маленьких рассказах.
«… Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...»
Согласитесь, стоит задуматься.
В ходе работы над проектом ребята научились составлять свои родословные.
Чтобы составить родословную, нужно изучить семейные архивы, фотографии, поговорить с дедушками и бабушками, родственниками, потом составить схему, расположив на одной линии одни поколения, важно следить затем, какие образуются у родственников в браках пары и какие потом линии идут в детях.
Мы выяснили значение имен в семье, узнали традиции наречения именем.
Приведем примеры: Анастасия - Возвращение к жизни. Антон - Вступающий в бой. Илья - Сила божья, крепость. Имя Анна означает «благодать». А вот имя Катя значит «чистая».
Семья - это целый мир, отдельная вселенная, в которой есть свой устав, свои правила и нравы. СЕМЬЯ - такое теплое и сплоченное понятие, дающее уверенность, твердость, надежность. Ради своей семьи человек способен горы свернуть.
Ребята выяснили, что главными семейными ценностями в современных семьях считают:
любовь и уважение друг к другу, заботу о близких, отношение к другим людям, общие моральные ценности человечества, общие интересы, свобода, творчество, общение, совесть, честь, достоинство, счастье, долг, обязанности, добро, справедливость, равноправие, семейное благополучие.
При защите проектов школьники назвали особенно значимыми следующие семейные традиции: совместные завтрак, ужин, чаепитие; семейные праздники; подарки близким; совместное проведение досуга; забота о бабушках и дедушках; семейные путешествия; семейный отдых; совместное обсуждение планов; сказка на ночь; создание семейных архивов, альбомов семейных фотографий, видеофильмов.
В работе над проектом шестиклассники нашли много хороших стихов о семье.
Стихи о семье учат нас ценить семью, любить ее, ведь семья и родина – это самое главное для человека.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Я, как учитель, была очень рада, что типичный проект по обществознанию стал для ребят большим нравственным уроком, который они пронесли через свою душу, запомнили надолго. Наверное, иначе они бы не сказали в конце занятия почти со слезами на глазах: «Семья – наивысшая ценность для человека. Дорожите своей семьей! Любите ее! Берегите! Цените каждый момент общения с близкими!»