РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ: «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

Гостева Альбина Владимировна,
 учитель технологии МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области
 
   В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ставятся задачи: научить детей основам работы с разнообразными источниками информации, основам  проведения различного рода исследований, вовлечь школьников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
   Исследовательская культура и информационная грамотность, ИКТ - компетенции являются результатом совместного труда педагогов  всех дисциплин, работы научного общества, социального научного партнерства,  внеклассной воспитательной работы.
     Компетенции -  круг вопросов, в которых человек имеет твердые знания, собственные убеждения  на основе опыта, владение чем-то лучше других.
Информационно-коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
ИКТ - компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что ИКТ-компетентность носит метапредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности  может и должно производиться учителями различных предметных областей, в том числе и на уроках технологии ведения домашнего хозяйства. Приведем пример работы  в данном направлении с девочками 5-7 классов  при изучении темы «Здоровое питание» и создании учебных проектов «Экологически чистые продукты – важная часть здорового питания».
Занимаясь этой темой девочки, в зависимости от класса и возрастных особенностей получают задания с подробными инструкциями по их выполнению, с образцами представления результатов изучения темы в различных вариантах и видов итоговых работ.
Но любой из видов представления темы – сообщение, доклад, иллюстрированный доклад, стендовый доклад, стенная газета, «репортаж», учебная презентация и т.д. предполагает, прежде всего, развитие умений работать с информацией. Материалы по теме можно получить,  слушая учителя, работая с учебником, энциклопедиями, справочниками, разговаривая с работниками столовой, обсуждая тему дома с родителями, просматривая соответствующие телепередачи, и наконец, используя образовательные и другие официальные ресурсы Интернета. 
Работая с информацией по теме, мы, таким образом, проводим предметное и метапредметное учебное исследование. Для этого выделим его этапы:
1. Выбор конкретного вопроса в общей теме, видение в нем неизученного, проблемного.
2. Постановка целей и задач для изучения данного вопроса.
3. Подбор источников  для изучения.
4. Собственно исследование темы.
5. Формулирование выводов.
6. Определение вида продукта исследования (проектного продукта).
7. Оформление результатов.
8. Представление работы слушателям.
Для классов более раннего основного школьного возраста многое делается по алгоритму и наводящим на нужный результат вопросам. Задания можно сделать парными и групповыми, к тому же сразу сориентировать детей на различные виды представления материалов. Представляя тему слушателям мы также развиваем устную монологическую и диалогическую речь, что является неотъемлемой частью развитых коммуникативных компетенций.
Примеры вопросов:
  • Что такое здоровое питание? Что такое экологически чистые продукты? (ответ дайте языком обычного потребителя и научным языком (по словарям, справочникам, официальным сайтам)
Вариант ответа: Здоровое питание – это питание, способствующее укреплению здоровья, гармоничное, разнообразное, полезное, правильно приготовленное, дающее не только питательные вещества, но и эстетическое удовольствие.  Экологически чистые продукты часто называют биопродуктами или органическими продуктами. Это  продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, изготовленная без использования (либо с меньшим использованием) синтетических пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также без использования генетически модифицированных продуктов (ГМО). 
В переработке и производстве такой готовой продукции — запрещено рафинирование, минерализация и другие приемы, которые снижают питательные свойства продукта, а также добавление искусственных ароматизаторов, красителей (кроме тех, что определены в соответствующих стандартах)
  • Почему сейчас вопрос об экологически чистых продуктах встал так остро?
Вариант ответа:  Увеличение населения, рост городов, технический прогресс, бурное развитие промышленности, нехватка времени подтолкнули проблемы с качественным и здоровым питанием в сторону быстрого, калорийного, жирного, химически измененного  потребления продуктов. Когда-то давно фрукты и овощи выращивали в естественной среде, используя натуральные удобрения и делая ставку не на объемы урожая, а на вкус и пользу. Но великая промышленная революция вооружила производителей новыми средствами борьбы с вредителями, стимуляторами роста, ускорителями созревания и тому подобным. Чтобы продавать как можно больше, фермеры начали использовать консерванты, ароматизаторы, красители и усилители вкуса. В результате на наш стол попадают не настоящие фрукты и овощи, а их напичканные химией подобия. Если бы потребители знали всю правду о продуктах, которые покупают, они бы скорее согласились голодать, чем их есть.
  • Как различить продукты на рынке и в магазинах – экологически чистые и измененные промышленно?
Вариант ответа: С полной уверенностью экологической или органической можно назвать только ту продукцию, которая имеет сертификат одной из общепринятых в мире сертифицирующих организаций. (Роман Гуров, исполнительный директор Союза органического земледелия) 
Российская сертификация, которой можно доверять – значок «Листок жизни» Санкт-Петербургского Экосоюза.  Из иностранных общепринятых на российском рынке наибольшее распространение получили – евролисток ЕС, американская USDA Organic, итальянская ICEA, частные иностранные сертификаты систем Demetra и Bioland.
Знак сертификата на продукте означает, что он произведен без ядохимикатов, синтетических удобрений, антибиотиков, анаболических препаратов, стероидов, ГМО. Чтобы получить такой сертификат, продукт, на каждом этапе его производства – от семечка до прилавка, очень строго проверяют  инспекторы сертифицирующих компаний. Все очень строго и все можно проверить: у каждой партии продуктов есть свой номер, по которому, зайдя на сайт сертифицирующей компании можно проверить подлинность продукции. Подтверждать сертификат необходимо каждый год и только на определенный объем продукции. Продать под видом органической продукцию с соседнего несертифицированного поля не получится, инспектор быстро это обнаружит. Проверяют все – землю, семена, удобрения, средства защиты растений, корма, условия содержания животных, способ убоя, переработку, транспортировку, хранение.
  • А если на упаковке продукта имеется надпись «эко», «био» - стоит ли этому доверять?
Вариант ответа: Продукция, которая не имеет сертификата, а просто надписи на упаковке «эко», «био» или «органик» - это просто заявление производителя, которое может быть правдой, а может быть и нет. К сожалению, в России до сих пор не принят федеральный закон об органической продукции, который бы запрещал просто так ставить такие надписи на упаковке, чем и пользуются многие недобросовестные производители. При том, что в России катастрофически мало сертифицированных производителей органической продукции, не более 70 на всю страну. В то время как, например, в Турции их более 40 тысяч, в Индии 500 тысяч.
  • К каким продуктам нужно относиться особенно внимательно, чтобы не навредить своему здоровью?
Вариант ответа: Продукты, к которым нужно относиться с особенной осторожностью – свинина, курица, яйца, молоко и молочные продукты, сладости, фрукты и овощи вне сезона, рыба, выращенная промышленным способом. Стоит отказаться от полуфабрикатов и фаст-фуда. Любой переработанной продукции лучше предпочесть натуральную с небольшим сроком хранения. На вид, цвет, запах определить экологичность продуктов крайне сложно, так как есть такие «умельцы» придать обычной продукции свойства натуральной, что даже опытные эксперты не найдут разницы.
Наиболее явно по вкусу, запаху и внешнему виду отличаются натуральные яблоки, помидоры, огурцы, мясо, укоп, мед, творог, сыр. Большинство же продуктов сразу отличить сложно. 
Однозначно не стоит выбирать фрукты и овощи глянцево-красивые, одинаковые по размеру и форме, очень крупные, как правило, это продукция ГМО, выращенная с большим количеством агроядохимикатов. Коровье и козье молоко не должно сильно и неприятно пахнуть. Если это так, то животных содержали в грязи и плохо за ними ухаживали. Продавцам мяса и молока задайте вопросы - чем они кормят животных. Если ответ будет: покупными «комбикормами», то такое молоко и мясо лучше не брать, так как большинство продуваемых комбикормов уже содержат ГМО, антибиотики и гормоны роста.
Качество ближе к экологическому у тех, кто самостоятельно заготавливают корма и обходятся без импортных премиксов. Полностью натуральное и полезное для здоровья молоко дают животные на свободном выпасе, которые питаются естественными природными травяными кормами, как и принято в органическом сельском хозяйстве. Лучше покупать мясо и молоко в небольших хозяйствах, где содержится до 8 животных. Чем меньше скученность содержания животных, тем меньше они болеют, тем меньше риск содержания антибиотиков в продукции. Ну а натуральный запах свежих овощей и фруктов, выращенных не промышленным способом, говорит сам за себя, подделать его невозможно.
  • Чем же полезнее экологически чистые продукты по сравнению с другими?
Вариант ответа:  По данным Всемирной организации здравоохранения, за год человек, употребляя промышленно обработанные продукты, съедает от 3 до 9 кг консервантов, стабилизаторов и других пищевых добавок. В органических продуктах всего этого нет.
Натуральные продукты более сытные, они лучше усваиваются организмом, содержат больше витаминов, минералов, микронуклиентов. При правильном сбалансированном питании натуральными продуктами легче поддерживать оптимальный для организма вес, в то время как полуфабрикаты и промышленная пища, помимо того что она потеряла часть полезных веществ от обработок, заморозок, она еще содержит дешевые, трудноусваеваемые организмом компоненты.
На сегодняшний день самый безопасный способ качественного экологического питания - это либо сертифицированные органические продукты, либо продукты, выращенные на собственных грядках, на даче. Продукты со своего огорода/сада или из леса можно считать экологически чистыми, если в процессе выращивания или производства вы не использовали ГМО, агроядохимикаты, антибиотики, гормоны роста, пищевые добавки. А также если ваш участок далеко от промышленных производств и автомагистралей, а земля и вода для полива не содержат тяжелых металлов и вредных химических соединений.
     Тема экологически чистых продуктов и здорового питания, безусловно, важна для изучения в школе с самых различных точек зрения. Кроме предметного, общечеловеческого, здоровье сберегающего значения она еще и - необычно интересный, актуальный и содержательный материал для формирования и развития личностных и  метапредметных результатов обучения, информационно-коммуникационных компетенций, бытовой культуры, основ экологической грамотности.