НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВ»

Сидорова Людмила Анатольевна, воспитатель,

 ГБОУ "Школа № 932" дошкольное отделение №1, г. Москва

Цель: Познакомить с сыпучими веществами и жидкостью,  необычными свойствами воды. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать умение детей обобщать и делать выводы.  Развивать любознательность, воображение. 

Задачи: систематизировать знания детей о свойствах веществ. Стимулировать самостоятельность и активность детей. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей. 

Материалы: газета с репортажем о том, что Пин изобрел твердую жидкость; пластиковые стаканчики, емкости, подносы палочки от мороженного, пластиковые черпачки – по количеству детей; виноградинки, картофель, соль, песок, крахмал, соломинки, вода из-под крана и минеральная газированная вода «Нарзан», салфетки тканевые, клеенки. 

Ход непосредственной образовательной деятельности:  НОД  начинается на ковре

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я заглянула в газетный киоск и увидела там интересную газету, я ее купила и принесла вам, посмотрите.

- Давайте вместе прочтем: «Внимание! Сенсация! Смешарик Пин изобрел твердую жидкость».

- Твердая жидкость? разве так бывает? Мы с вами хорошо помним, что все вещества на нашей планете пребывают в 3 состояниях, каких, кто мне напомнит?

Ответы детей: твердое, жидкое, газообразное.

Воспитатель: - Умнички! А вы знаете,  что такое жидкость?          

Ответы детей

Воспитатель: каждый считает по своему, для того чтобы узнать кто из вас прав, я приглашаю вас в лабораторию, там мы, как настоящие ученые проведем опыты и докажем или опровергнем  ваши ответы. Дети проходят к столам, приготовленных для экспериментов.

Ребята, теперь мы с вами не просто дети, а настоящие ученые, которые работают в лаборатории. В нашей лаборатории существуют правила, которые должен соблюдать каждый ученый, вот они:

1.  Нельзя трогать оборудование и материалы без указания старшего лаборанта, то есть меня.

2.  Нельзя ничего брать в рот.

3.  Нельзя трогать грязными руками глаза.

4.  Нужно обязательно внимательно слушать старшего лаборанта и аккуратно проводить эксперимент.

5. Если, при проведении опыта, вы разлили воду, нужно аккуратно промокнуть рабочее место тряпочкой.

Вам понятны правила? Вы готовы их соблюдать? Тогда начинаем нашу исследовательскую деятельность...

1 ОПЫТ:  Перед вами стаканчики с водой, перелейте эту воду в самую большую баночку. Что вы видите? Что изменилось? (форма) А количество воды поменялось? Какой вывод мы можем сделать?                        

Ответы детей

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Вода льется, течет это жидкость.

2 ОПЫТ:  Посмотрите, что кроме воды вы видите перед собой (песок)  Возьмите емкость с песком и с помощью черпачка насыпьте песок в формочку. Готово? а теперь возьмите формочку в руки и высыпьте песок на поднос. Что произошло?  Песок тоже поменял форму. Разве песок тоже жидкость? Нет. Давайте докажем это.

3 ОПЫТ: Мы с вами высыпали песок на поднос как он лег? (рассыпался горкой).

А теперь возьмите баночку с водой и  вылейте воду на поднос, что произошло?  (вода растекается по подносу)

Посмотрите что случилось когда песок и вода встретились? (песок впитал воду)

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода и песок разные вещества. Вода – жидкая, песок – сыпучий. Песок высыпался кучкой и дальше не рассыпается.  Другое дело – вода. Вода растекается и принимает форму сосуда, куда ее вылили, а еще сыпучий песок может впитывать, "выпивать" воду

Молодцы, все правильно! Назовите, пожалуйста, известные вам жидкости...

Ответы детей.

Посмотрите на столы и найдите сыпучее вещество, как вы думаете, какое это вещество?

4 ОПЫТ: Правильно в баночке лежит соль. Ребята вот перед вами 2 сыпучих вещества - песок и соль, давайте добавим их в воду, тщательно размешаем палочками и посмотрим что же произойдет.  Итак, если добавить в воду соль, то ……  (она растворится), и вода станет какой? (соленой), т.е. у нее появится вкус, правильно?  как это узнать (попробывать)

А если добавить в воду песок, то… (он не растворится, а опустится на дно), появится ли у воды вкус?  (можно попробовать такую воду? почему?)                

Ответы детей 

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Не все вещества растворяются в воде.

5 ОПЫТ: Ребята, посмотрите вы видите на подносы, скажите какой овощ вы видите (картошку), а давайте возьмем 2 кусочка картошки и опустим  в каждый стакан (в стакан с соленой водой и в стакан с пресной водой) по кусочку, что происходит? А теперь давайте добавим в соленую воде еще ложку соли и перемешаем, что происходит? А если еще добавить ложку соли, что произойдет? А почему так происходит, как вы думаете?

Какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: в пресной воде предмет тонет, а в соленой всплывает, чем больше соли в воде, тем быстрее всплывает предмет, соль не дает предмету утонуть.

Воспитатель: ребята, а в природе где можно встретить соленую воду? (в морях и океанах), а пресную, не соленую воду где можно встретить в природе ( в реке, ручейке, роднике, озере, луже) а как вы думаете, где легче научиться плавать? Почему?              Ответы детей.

Воспитатель: соленая вода отличается от пресной, простой воды. В морской, соленой воде проще научится плавать, а в очень соленом Мертвом море вообще невозможно утонуть. Плотность соленой воды больше, чем у простой, поэтому соленая вода просто выталкивает предмет из воды.  А что же такое плотность воды? Как мы с вами знаем, вода состоит из молекул.  Давайте скатаем шарики из голубого пластилина - это молекулы воды и выложим их на столе, вода жидкая, значит молекулы не плотно прижимаются друг к другу а находятся на небольшом расстоянии.. У нас были только молекулы воды, а потом соль растворилась в воде и к молекулам воды добавились еще молекулы соли, скатайте молекулы соли – шарики из белого пластилина, и прилепите их между молекулами воды,  увеличилась плотность? Когда шарики собираются вместе - плотно - это и есть большая плотность. А когда они далеко друг от друга - плотность маленькая.

6 ОПЫТ: Ребята, а как вы думаете есть ли в воде воздух? Как это проверить? Давайте возьмем палочки и помешаем воду, что мы видим? (пузырьки) это и есть воздух, ребята в а если в воду добавить воздуха, что будет, как вы думаете? А как можно в воду добавить воздуха?                                    

Ответы детей.

Посмотрите внимательно на предметы, лежащие на подносах, что может вам помочь? (трубочки) Как можно провести этот опыт?

Дети объясняют ход проведения опыта и проделывают опытную деятельность.

Воспитатель: ребята, что происходит? (воздух выходит наружу в виде пузырьков) а почему так происходит?                    

Ответы детей.

Воспитатель: пузырьки воздуха очень легкие, легче, чем вода и они всплывают на поверхность,  а вы знаете как называют воду в которой много воздуха, газа? – газированная вода,  как вы думаете, есть ли в природе газированная вода?  Газированная вода в природе есть, и газирована она углекислым газом, просто в природе ее мало. Например в магазине вы все видели минеральную газированную воду – Нарзан. (воспитатель достает минералку) Таинственная живительная сила Нарзана скрыта в его природном происхождении. 

Круглый год вода тающих снегов, проливных дождей, горных рек через сложную систему трещин просачивается вглубь земли. Вода проходит сквозь толщи горных пород, очищается и насыщается углекислым газом. Она нагревается от земли и впитывает в себя различные соли, металлы и микроэлементы. Просачиваясь через вулканические породы, Нарзан приобретает природную газацию. Насыщенная полезными минералами и углекислым газом вода скапливается в подземных озерах и выходит на поверхность источниками удивительной целебной силы. Так рождается знаменитый Нарзан. 

Воспитатель во время рассказа наливает детям Нарзан в стаканы, предлагает попробовать и рассказать какая минеральная газированная вода на вкус, чем отличается от обычной воды      Вывод: у минеральной воды есть вкус, а у пресной воды вкуса нет.

7 ОПЫТ: Ребята, посмотрите у вас на подносах лежат виноградинки, возьмите их и опустить в стакан с простой водой ( в тот где находится песок), в стакан с соленой водой и в стакан с минеральной водой. Что происходит?          

Ответы детей.

Воспитатель: виноградинка в соленой воде осталась плавать на поверхности, потому что соль не дала ей утонуть, в простой воде виноградинка утонула, а в минеральной воде виноградинка сначала опустилась на дно, потом покрылась пузырьками воздуха и начала всплывать, а затем снова опустилась на дно стакана. Почему так произошло, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: мы уже выяснили, что пузырьки газа очень легкие и всегда всплывают на поверхность. Прилипая к виноградинке, пузырьки газа поднимают ее с собой. На поверхности часть пузырьков лопается, их подъемная сила уменьшается, и виноградинка снова тонет. Затем пузырьки вновь прилепятся к виноградинке и поднимут ее на поверхность, часть пузырьков на поверхности лопнет и виноградинка вновь станет тяжелой и утонет. И опять повторится путешествие виноградинки.  Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока из воды не выйдет весь газ.

Ребята, как много мы с вами узнали сегодня о воде... давайте посмотрим на столы и вспомним что мы с вами сегодня выяснили...                

Ответы детей

Скажите а может ли быть вода твердой, если ее не замораживать? А как же Пин смог изобрести твердую жидкость?  Вам интересно узнать, что же все-таки за твердую жидкость изобрел Пин? Мне тоже! Я такая любопытная, что не удержалась и позвонила в студию Смешариков. И Нюша раскрыла мне секрет, рассказала рецепт! Хотите я вам его тоже расскажу? Итак Пин нашел в шкафчике у Совуньи сыпучее белое вещество крахмал, посмотрите он тоже есть у вас на столе добавил 4 ложки крахмала в стакан,  а затем к крахмалу добавил 2 ложки воды и тщательно все перемешал… Давайте и мы с вами попробуем так сделать и посмотрим что же у нас получится.

8 ОПЫТ  «Твердая жидкость»

Воспитатель: Как вы думаете почему так получилось? (потому что крахмала было больше чем воды, плотность жидкости очень высокая)

- Ребята, вам понравилось изобретение? Я всегда считала, что Пин замечательный изобретатель. А кто такие изобретатели? А вы хотите стать изобретателями? Что вы хотите изобрести?              

Ответы детей. 

Воспитатель: ребята, для того чтобы что-либо изобрести надо много фантазировать как одно можно соединить с другим  и что из этого получится, у нас в группе есть уголок экспериментирования, экспериментируйте и вы откроете много чего интересного!