ПРОЕКТ «ИНТЕНСИВНАЯ ШКОЛА ПРАВА»

Кашаева Валентина Владимировна, МБОУ «СОШ №2», г. Салехард, учитель русского языка и литературы;
Михайлова Алиса Владимировна, МБОУ «СОШ №2», г. Салехард, учитель истории и обществознания
 
Актуальность: для строительства правового государства, нужны люди грамотные, просвещенные в правовом  отношении, с высокими нравственными ценностями, сплоченные  чувством патриотизма, социально активные, с высокой интернациональной культурой.  
Ведущая идея: Проект направлен на разработку нового формата просветительских технологий, когда просветительские услуги осуществляются для детей самими детьми, используя демонстрационные инструменты, созданные совместно со взрослыми. 
Цель:  развитие образовательно-воспитательной среды, способствующей духовному, нравственному, толерантному, правовому, физическому становлению социализации школьника, через обеспечение доступности качественного образования.
Задачи:
  • воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать единство прав и обязанностей;
  • воспитывать гражданскую позицию, ответственность, толерантность, культуру отношений, навыки общественной жизни;
  • способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личной причастности к человечеству, пониманию своего «Я».
Целевая группа: обучающиеся начальных  классов 
Разработчики проекта: Кашаева Валентина Владимировна,  учитель русского языка и литературы; Михайлова Алиса Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 2» 
География проекта: город Салехард и ЯНАО
Условия реализации
• принятие важности идей исполнителями
• выполнение всех основных мероприятий по проекту
• финансирование по бизнес-плану
• компетентность ключевых исполнителей
• заинтересованность партнеров и исполнителей
Ожидаемые конечные результаты
• овладение навыками правовой грамотности;
• повышение уровня правовой информированности;
• создание основы правового порядка и уважения закона в рамках образовательного учреждения;
Прогноз возможных негативных последствий
• недостаточная мотивация к формированию правового сознания со стороны субъектов образовательного процесса;
• низкий уровень сформированности правового сознания и поведения сверстников – волонтеров «омбудсмен - класса»;
• консерватизм взглядов части субъектов образовательного процесса.
 
Поэтапный план реализации проекта:

Перечень мероприятий

Количественные показатели

Период исполнения

  1. Организационный этап

Оценка условий реализации проекта

мониторинг

 

Организация деятельности творческой группы основных исполнителей проекта

план работы творческой группы

 

Составление плана реализации проекта

план реализации проекта

 

  1. Я - гражданин

Апробация нового образовательного пространства для формирования и развития социально-правовых компетенций обучающихся

план реализации проекта

 

Мониторинг уровня правовых знаний школьников

мониторинг

 

Наполнение информационно-образовательного контента сайта  материалами, необходимыми для организации образовательного процесса институциональной, муниципальной, региональной интенсивной правовой  школы  для обучающихся 

интернет-страница

в течение года

Составление ИОМ «Интенсивная школа права»

ИОМ

 

Организация и проведение брейн-ринга «Правовой компас», викторины по правам ребенка, конкурс сайта (интернет - страницы «Правовой калейдоскоп», конкурса социальных проектов «Все мы разные-все мы вместе!»

Участники – учащиеся 8-х классов, учителя ОУ

ежегодно

Создание банка методических материалов (разработка сценариев учебных занятий), рабочих тетрадей, презентаций, электронных дидактических пособий для обучающихся начальных классов

методические материалы

в течение года

Мониторинг эффективности реализации проекта

мониторинг

в течение года

Информирование общественности о ходе  и эффективности реализации проекта (размещение информации на сайте школы, в школьных СМИ)

интернет-страница

школьные СМИ

в течение года

  1. Правовой всеобуч для обучающихся начальной школы

Мониторинг уровня правовых знаний школьников

мониторинг

 

организация просветительских мероприятий в области прав человека и прав ребенка

просветительские мероприятия

в течение года

Мониторинг эффективности реализации проекта

мониторинг

в течение года

Информирование общественности о ходе  и эффективности реализации проекта (размещение информации на сайте школы, в школьных СМИ)

интернет-страница

школьные СМИ

в течение года

  1. Правовой квест

организация просветительских мероприятий в области прав человека и прав ребенка

просветительские мероприятия

в течение года

создание виртуальной школы «Школа омбудсменов»

виртуальная школа

в течение года

издание брошюры-справочника для детей «Азбука права: вопросы и ответы»;

брошюра

в течение года

Создание интернет-страницы «Детский адвокат»

Участники – учащиеся 8-х классов, учителя ОУ

в течение года

Мониторинг эффективности реализации проекта

мониторинг

в течение года

Информирование общественности о ходе  и эффективности реализации проекта (размещение информации на сайте школы, в школьных СМИ)

интернет-страница

школьные СМИ

в течение года

 
Результатом проектной инициативы должно стать
• возникновение детского сообщества, объединенного деятельностью по просвещению, пропаганде ценностей и прав ребенка и прав человека среди детей
• повышение уровня правовой культуры обучающихся
• удовлетворенность субъектов образовательного процесса достигнутыми результатами
 
I этап   Организационный этап 
Цель: развитие образовательно-воспитательной среды, способствующей нравственному, толерантному, правовому, становлению социализации школьника, формированию коллектива через обеспечение доступности качественного образования.
Задачи:
  • оценить условия реализации проекта;
  • организовать деятельность творческой группы - основных исполнителей проекта; 
  • составить план реализации проекта. 
       II этап. Я-гражданин 
За последние годы в жизни нашего общества произошли существенные изменения. В управлении государства внедряются демократические основы; в экономической сфере приоритетными стали частная собственность и предпринимательская деятельность, усложнилась социальная структура общества. В Конституции РФ сказано, что Россия – правовое государство. Это пока только стратегическая цель на будущее.  Чтобы построить правовое государство, нужны люди грамотные, просвещенные в правовом  отношении, вооруженные не автоматами, а нормами закона.  Изучение права позволит решить проблему правового нигилизма.
Цель: создание условий, необходимых для формирования социально-правовой компетентности учащихся.
Задачи:
  • провести мониторинг уровня правовых знаний школьников;
  • апробировать новое образовательное пространства для развития правовых компетенций обучающихся;
  • провести интенсивную школу права с целью самообразования по правовым вопросам
  • развить самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения целей
Образовательный маршрут «Я-гражданин» для обучающихся 8 класса  
Количество часов: 10 часов
Задачи курса:
  • углубить, расширить  знания, полученные на уроках обществознания и истории об      основах  законодательства и правах человека;
  • развивать способность к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях;
  • закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах  законодательства.
Курс состоит из 3 модулей, последовательность которых может варьироваться, как и их содержание, временной график.
В структуре модулей выделяется 3 части: информационно – теоретическая, практическая, рефлексивно – оценочная.          

Тематическое содержание

К/ч

Способ выполнения

Форма отчетности

1.Что такое право

3

 

эссе

-нормы права и их система

1

Практическое занятие. Знакомство с Гражданским, Административным, Трудовым, Семейным  кодексами

Деловая игра

-правонарушения и юридическая ответственность

1

Практическое занятие. Знакомство с УК РФ и КоАП РФ

тест

- практическое занятие

1

 

викторина

2.Право и человек.

3

 

эссе

-международные документы о правах человека

1

Практическое занятие. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.

Деловая игра

-права ребенка

1

Практическое занятие. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

практикум

Игровой конкурс « Я - омбудсмен»

1

 

Деловая игра

3.Право и государство

3

 

 

-основы конституционного строя

1

Конституция РФ

тест

-права свободы граждан РФ

1

Конституция РФ

тест

Круглый стол «Правовая культура человека»

1

Словарная работа, анкетирование

подготовка выступлений.

Итоговая игра «Правовой марафон»

1

 

Присуждение звания - Омбудсмен

 
III этап. Правовой всеобуч для обучающихся начальной школы
Учащиеся даже младшей школы живут в обществе, где надо знать правила, свои права и обязанности, не нарушать права других людей, знать, как поступать в той или иной ситуации. Примерами могут служить правила дорожного движения, оплата проезда, совершение тех или иных покупок, права ребенка в семье и школе и т. д.
Правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, так как включает в себя непосредственные действия, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона, развивать коммуникативные навыки
  • умение слушать и слышать другого;
  • умение участвовать в свободной беседе;
  • умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
  • умение понимать чувства и настроения другого;
  • умение осмысливать свои поступки и поступки другого.
Тематический план мероприятий
 

Тематическое содержание

Кл/ч

Способ выполнения

ОУУН, (должны знать, уметь, применять)

Форма отчетности

Что такое хорошо и что такое плохо?

1

Беседа, театральная постановка, групповая работа

Знать правила жизни в обществе.

Уметь анализировать правовые ситуации; работать в группе

эссе

Что я знаю о правах человека?

1

Просмотр мультфильма, беседа.

Знать понятие  «Всеобщая декларация прав человека»

тест

Что я знаю о правах человека?

1

Групповая игра «В гостях у Знайки-адвоката»

Знать права и условия, когда они  нарушаются

Тест, кроссворд

Мои права

1

Сценки, ситуации, загадки

Знать понятие  «Конвенция прав ребенка»

тест

Я и Мы

1

Решение правовых задач

Знать понятие  «Конвенция прав ребенка»

эссе

Дети под защитой государства

1

Групповая работа,

Знать понятие   «Конституция РФ»

Конкурс рисунков

Моя семья

1

Просмотр мультфильма,  обсуждение правовых ситуаций

Знать понятия «Конституция РФ», «Конвенция», «Семейный кодекс»

Конкурс рисунков «Семейный портрет»

Я знаю!

1

Интеллектуальная игра «Детский адвокат»

Знать основные права  ребенка, человека

Тест, эссе

 
Прогнозируемый результат:                                                                                                    
• усвоение системы знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности.
• знание содержания Конституции РФ, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России.
• знание основополагающих документов международного права по правам человека и правам ребенка.
 
IV этап.  Правовой квест
Стратегическая цель: Создание и развитие эффективной практики информирования и просвещения детей в области  прав ребенка и прав человека. 
Задачи:
  • организация мероприятий по плану
  • взаимодействие с властными структурами и общественными организациями
  • рефлексия по итогам работы.
Учащихся начальный классов школы в возрасте от 7 до 11 лет пройдут обучение в «омбудсмен-классе» и приобретут навыки организации просветительских мероприятий в области прав человека и прав ребенка; 
  • волонтеры участники «омбудсмен-класса» проведут в школе просветительские мероприятия в области прав человека и прав ребенка; овладеют навыками и умениями публичной работы в среде школьников; 
  • будет разработана и изготовлена интернет - выставка «Детский адвокат» как мобильный информационный интернет-ресурс для просвещения и обучения в сфере защиты прав ребенка по всей территории города и ЯНАО; 
  • силами субъектов образовательного процесса «омбудсмен-класса» и заинтересованных взрослых будут организованы и проведены информационно-правовые круглые столы и дискуссий, игры и т.д.; 
  • будет издана брошюра-справочник для детей «Азбука права: вопросы и ответы»; 
  • составлен буклет «Путеводитель по выставке «Ребенок и его права» и др;
  • рабочие тетради «Правовой компас». 
Ожидаемые результаты
• осознание подростками социальной ценности права как средства защиты личности и общества;
• приобретение подростками практического опыта применения прав человека, самостоятельного решения конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав подростка;
• заинтересованность старших школьников в участии в правозащитных акциях;
• функционирование детской организации школы с целью обеспечения условий для приобретения подростками опыта субъектной самореализации, успешной адаптации в социальной среде.
 
Библиография:
1. Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин .Методическое пособие по курсу « Право». –  М.:Просвещение. 2011.
2. А.Ф.Никитин . Граждановедение. 8класс. - М.: Просвещение.1999
3. А.Ф.Никитин.  Право и политика. 9 класс.- М.: Просвещение. 1997
4. Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. Методическое пособие по курсу «Основы  права».  – М.: Дрофа, 2005
5. С.И. Володина , А.М. Полиевктова . Основы правовых знаний. Рабочая тетрадь.- М.: 2010