МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ (МЕТОД КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)»

Косинова Т.В., учитель начальных классов
МКОУ Васькинской ООШ
Чеховского муниципального района
 
Мастер-класс составлен на основе открытого методического мероприятия муниципальной программы «Методический автобус» Чеховского муниципального района Московской области, проведенного 21.12.2016 на базе гимназии №7 г. Чехова. 
Сценарий мастер-класса будет полезен молодым специалистам и педагогам, интересующимся новыми методиками практической деятельности. 
Доброе утро, уважаемые коллеги. Рада видеть вас в аудитории. Предлагаю начать работу с просмотра видеофрагмента «Нейроны»
  • Какие ассоциации у вас возникли, когда вы смотрели видео?
  • О чем это ролик?    
Слушаем ответы и мнения.
Верно. Это нейрон. Нейро́н, или невро́н (от др.-греч. νεῦρον — волокно, нерв,  — структурно-функциональная единица нервной системы. Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Нейрон имеет сложное строение и узкую специализацию. Клетка содержит ядро, тело клетки и отростки (дендриты и аксоны). В головном мозге человека насчитывается в среднем около 65 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя биологические нейронные сети.
Если у вас предположения, каким образом понятия «нейроны» и «сеть нейронов» связаны с темой мастер-класса «Чтение: работа с информацией» (метод кооперативного обучения)? 
  • Давайте обсудим.
  • От какого имени существительного образовалось прилагательное «кооперативное»?
Думаю, будет интересно посмотреть  небольшой видеофрагмент из фильма (одного из самого нами любимого) «Гараж». Обмен мнениями после просмотра видеофрагмента.
  • Так что же такое кооператив?
Кооператив — основанное на членстве объединение людей или организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.
На фоне видеоролика «Нейронная сеть»:
Если ориентироваться на сеть нейронов, чтобы сконструировать структуру коммуникации на уроке, то возникают вопросы, как она функционирует:
- Как учатся нейронные сети?
- Как продуцируют нейронные сети знания?
- Как можно перенести эту модель на организацию и проведение урока?
- Какие необходимы условия для функционирования нейронной сети, состоящей из людей?      (Краткое сообщение по каждому вопросу)
Таким образом, кооперативное учение, также кооперативное обучение (нем. Kooperatives Lernen) — метод обучения учащихся, предполагающий сотрудничество  в группах. При таком подходе школьники  достигают успехов в учении, лишь взаимодействуя друг с другом.
Основные принципы кооперативного обучения.
  • Позитивная зависимость.
  • Прямая поддержка.
  • Ответственность.
  • Социальная компетентность.
  • Собственная оценка.
Методы кооперативного учения
Учение через обучение — метод обучения, при котором учащиеся сами — с помощью учителя — готовят и проводят урок.
Преимущества:
-Материал прорабатывается интенсивнее, и ученики существенно активнее.
-Ученики приобретают дополнительно к предметным знаниям ключевые умения:
-Способность работать в команде.
-Способность к планированию.
-Надёжность.
-Презентация и комментирование.
-Самосознание.
Недостатки:
- Большая затрата времени при введении метода.
- Большая затрата труда учеников и учителей.
- Опасность однообразия, если учитель не даёт никаких дидактических импульсов.
- Справедливая неуверенность при оценивании.
- Сохранение фронтальной коммуникации "один говорит - остальные молчат".
Групповой пазл, метод мозаики — дидактический метод групповой работы. При использовании данного метода возникает позитивная зависимость учеников друг от друга, они учатся ответственности и работе в коллективе.
 «Я—Ты—Мы»
Дидактический принцип «Я—Ты—Мы» более всего подходит для следующих ситуаций:
  • Проблема имеет несколько (или даже множество) решений.
  • Проблему можно разрешить различными способами (при одном правильном ответе).
Инструктирование и работа участников мастер-класса о работе по методу «Групповой пазл, метод мозаики»
I этап
1. Участники мастер-класса делятся на 4 группы по 4 человека в каждой.
2. Каждая группа работает по тексту «Огонь». Однако каждый член группы берёт на себя лишь её определённый аспект (выполняет задание), который изучается им наиболее интенсивно (1-й член группы работает по вопросам литературного чтения, 2-й – по русскому языку, 3-й –по математике, 4-й – по окружающему миру).
3. Таким образом, в каждой группе существует лишь один «эксперт» по заданному аспекту проблемы. 
4. На этом этапе каждая группа получает общий поверхностный взгляд на проблему, а «эксперты» самостоятельно углубляются в определённые её аспекты.
 
Литературное чтение
Планируемый результат: умение составлять описание объекта
А1.  Подчеркни полезные свойства огня.
1) Освещать;
2) согревать;
3) вспыхивать;
4) извергаться;
5) излучать;
6) сжигать.
Планируемый результат: умение понимать смысл прочитанного текста.
А2. Обведи абзац текста, в котором дано объяснение, что повлияло на появление умения добывать огонь.
Планируемый результат: умение устанавливать последовательность событий.
В1. Восстанови последовательность «открытий» по содержанию текста, допиши событие.
1) «Дикий» огонь.
2) _____________________________________________________________
3) Простейший способ добывания огня.
4) Устройство для добывания огня.
Планируемый результат: умение устанавливать причинно-следственные связи.
В2. Выпиши, какие отрасли промышленности обязаны использованию огня. Планируемый результат: умение изменять структуру предложения.
В3. На основе подчёркнутого предложения сформулируй вопрос.
Планируемый результат: умение  выдвигать гипотезы.
С1. Предположи, как древние люди охотились с помощью огня.
 
Математика
Планируемый результат: умение анализировать ответ задачи.
А1. При решении задачи на нахождение температуры кипения воды у ребят получились разные ответы. Какой из ответов может быть верным? Подчеркни.
1) 300;          2) 600;           3) 100;            4) 1710.
Планируемый результат: умение записывать числовые выражения и находить их значения.
А2. Запиши числовое выражение и найди его значение:
1) Запиши произведение количества слов в тексте «Огонь» и количества слов первого абзаца;
2) к полученному произведению прибавь произведение количества слов второго и третьего абзацев;
3) полученную сумму раздели на число, равное разности слов пятого и четвертого абзацев.
Планируемый результат: умение понимать смысл и извлекать информацию из таблицы.
В1.  Используй данные таблицы для ответов на вопросы:
 
 
 

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Количество пожаров (ед.)

162 919

153 466

152 593

145 588

140 865

Материальный ущерб (тыс. руб)

15 693 390

14 885 340

18 343 858

18 914 077

16 867 352

Число людей, погибших при пожаре (чел.)

11 652

10 612

10 099

9 210

8 966

Число людей, травмированных при пожаре (чел.)

12 229

11 132

10 997

   10 720

   10 276

 
 
 
 
 
 
1) Можно ли сказать, что наблюдается уменьшение количества пожаров в последние годы?____________________________________________________
2) Сколько пожаров произошло в 2015 году?____________________________
Планируемый результат: умение понимать смысл и получать новую информацию из таблицы.
В2.  Используй данные предыдущей таблицы для ответов на вопросы:
1) На сколько пожаров меньше произошло в 2016 году, чем в 2012 году?______________________________________________________________
2) Каков материальный ущерб от пожаров за два последних года?______________________________________________________________
3) В каком году число людей, погибших и травмированных при пожаре, является наибольшим?_______________________________________________
Планируемый результат: умение применять полученные знания для решения практических задач.
В3. Реши задачу.
Расстояние до места возникновения пожара пожарная машина проходит за 12 минут. В какое время  выехала машина, если на место пожара она прибыла в 17 часов 3 минуты?
Планируемый результат: умение учитывать равенство сторон фигур при решении задач.
С1. Произошло возгорание на участке, который имеют форму прямоугольника и периметр которого равен 12 м. Какой может быть его площадь? Варианты ответов запиши в таблицу.
 

Р

12 м

12 м

12 м

а

 

 

 

b

 

 

 

S

 

 

 

 
Окружающий мир
Планируемый результат: умение находить нужную информацию из текста.
А1. Используя текст «Огонь», опиши  устройство для добывания огня. 
Планируемый результат: умение находить и анализировать  информацию, представленную в виде карты.
В1. Ответь на вопрос: «Зачем составляют карты предварительного прогноза пожарной опасности в лесах?»
Планируемый результат: умение дополнять данные диаграммы на основе данных таблицы.
В2. Дополни данные диаграммы на основе данных таблицы, исходя из количества пожаров на территории Российской Федерации, в 4-х субъектах которой прогнозируется наличие высокого уровня их роста. 
 

Субъект РФ

2012 г.

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 

Количество пожаров (единиц)

Ульяновская область

1167

1164

1290

1274

1330

Курская область

636

653

692

676

688

Новгородская область

1165

1188

1198

1183

1226

Республика Тыва

531

511

510

502

543

 
Планируемый результат: умение анализировать статистические данные и выполнять практическое задание: самостоятельно формулировать правила пожарной безопасности.
 
С1. 1. Проанализируй количество пожаров, произошедших по причинам их возможного возникновения:

Причина пожара

2012 г.

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 

Количество пожаров (единиц)

Неисправность электрооборудования

10 623

11 514

 12 046

12 325

12 247

Неосторожность при сжигании мусора, травы и иных материалов (изделий)

1604

1539

2081

1995

2067

Неисправность электрооборудования транспортного средства

4605

4752

4824

4693

5037

Неосторожность при приготовлении пищи

647

767

747

748

754

Нарушение техники безопасности при использовании пиротехнической продукции

69

68

81

85

97

Поджог

 

17 513

17 629

18 390

16 717

17 794

Неосторожность при курении

21 380

20 084

17 746

17 536

16 134

2.  Придумай название нарисованному знаку, опираясь на причины возможного возникновения пожара.
3.  Составь памятку «Правила пожарной безопасности при проведении новогодних праздников»
 
Русский язык
Планируемый результат: умение различать предложение, словосочетание, слово.
А1.Найди и подчеркни только словосочетания.
1) Простейший способ; 2) зажегся огонь; 3) вспыхнул пожар; 4) пользоваться огнём; 5) поднимать вверх.
Планируемый результат: умение находить главные и второстепенные члены предложения.
А2. Подчеркни правильный ответ. Главные члены в предложении «Люди рано открыли полезные свойства огня: его способность освещать и согревать, готовить растительную и животную пищу» - это:
1) Люди открыли;
2) открыли свойства;
3) рано открыли;
4) свойства огня.
Планируемый результат: умение классифицировать приложения по цели высказывания и интонации.
В1. Подчеркни правильный ответ. Предложение «Каким способом можно добывать огонь в одиночку?»:
1) повествовательное, невосклицательное;
2) побудительное, невосклицательное;
3) повествовательное, восклицательное;
4) вопросительное, невосклицательное;
5) побудительное, восклицательное;
6) вопросительное, восклицательное.
Планируемый результат: умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами.
В2. Впиши пропущенные смысловые вопросы.
1) Свойства (___________) огня;
2) сползали (___________ ) постепенно;
3) обхватить (___________) ремешком;
4) спутником (___________) человека.
Планируемый результат: умение различать и составлять словосочетания и предложения, определять падежи имен существительных.
В3. Составь и запиши из данных слов два словосочетания и одно предложение. В составленном предложении над каждым именем существительном напиши падеж:  
времена, огонь, незаменимым, тепла, был, в, древние, источником.
Планируемый результат: умение выделять предложения с однородными членами.
С1. Выпиши из четвертого абзаца предложение с однородными членами, подчеркни однородные члены предложения.
Планируемый результат: умение формулировать ответ, опираясь на приведенную информацию. 
С2.   Прочитай информацию.
Химические вещества сгорают, окрашивая огонь отдельными своими атомами или ионами, которые высвобождаются под воздействием высокой температуры.
Разнообразие цвета пламени (в скобках указано сгораемое вещество):
• Белый (алюминий, титан)
• Жёлтый (соли натрия)
• Оранжевый (древесина)
• Красный (литий, кальций)
• Голубой (углерод, природный газ)
• Синий (селен)
• Фиолетово-розовый (калий)
• Зелёный (медь, молибден, фосфор, барий, сурьма)
• Сине-зелёный (бор)
Ответь письменно на вопрос: Отчего зависит цвет пламени огня?
Почему имена прилагательные фиолетово-розовый и сине-зелёный написаны через дефис:
 
II этап
1. Через заданное время первоначальные группы расформировываются и образуются новые, в которые объединяются «эксперты» по каждому из аспектов проблемы. На этом этапе происходит обмен мнениями экспертов, в результате чего их понимание вопроса углубляется, и устраняются возникшие на первом этапе изучения проблемы вопросы. 
2. В результате работы на данной фазе «эксперты» должны усвоить учебный материал на таком уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать содержание этого учебного материала другим учащимся, не посвящённым в данный конкретный аспект проблемы.
III этап
1. На третьем этапе «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и передают полученные знания другим членам группы (которые не знакомы с данным аспектом проблемы, но являются «экспертами» по другому аспекту). На этом этапе учащиеся учатся внимательно слушать своих коллег, самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на них.
IV этап
1. На заключительном этапе учителем проверяется уровень усвоения всех аспектов проблемы каждым членом группы. Контроль может происходить в любой известной форме и обеспечивает добросовестность работы «экспертов» (на данном мастер-классе в форме тестирования, электронная версия программы).
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
Междисциплинарные учебные программы:
- «Чтение. Работа с текстом»;
-«Формирование  ИКТ-компетентности обучающихся».