АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:ЭКСКУРСИИ РЕАЛЬНЫЕ И ВИРТУАЛЬНЫЕ

Туисова Людмила Владимировна, МБОУ гимназия №2, г.Чехов, учитель литературы
 
Активные методы преподавания литературы помогают учителю заинтересовать учащихся процессом чтения, ввести в удивительный мир художественного произведения, сформировать читательский вкус, научиться выражать собственное «я». Они активизируют воображение, учат находить неординарное решение проблемы, осуществлять самостоятельный поиск и открытие. Конечно же эти методы требуют волевых усилий, терпения, умственных, временных и эмоциональных затрат. Зато урок тогда наполняется мыслями, чувствами, переживаниями, трудом, открытиями и приносит радость детям.                  
К активным формам проведения урока по праву можно отнести урок-экскурсию, который чаще всего проводится при изучении биографии писателя. Цель такого урока – познакомить с фактами из жизни, ввести в эмоциональный мир, оживить воспоминания. Помогут осуществить эту цель реальные экскурсии в литературные музеи, в которых собирают, изучают, хранят, экспонируют и популяризируют произведения искусства. Личные вещи, здания, убранство помещений, детали обстановки обладают удивительным свойством – рассказывая о живших людях, передавать колорит прошлого. Любой музейный предмет хранится как свидетель истории. Это наследие формирует человека, сохраняет традиции, показывает жизнь. Подрастающему поколению необходимы вещественные доказательства того пути, который прошли лучшие люди нашей национальной культуры. Экскурсии в музеи помогут ощутить гордость за наше великое прошлое и радость осознания того, что ты можешь явиться продолжателем традиций. К сожалению, в настоящее время культурные явления всё чаще теряют функцию культурного богатства, а у молодого поколения появилась проблема с самоидентификацией. Поэтому урок в музее поможет сформировать у учеников уважительное отношение к национальной культуре. 
Какие реальные экскурсии можно осуществить в г. Чехове?
Рядом с гимназией №2 находится Музей писем, двери которого всегда гостеприимно открыты для посетителей. Экскурсовод Бовшик Е.Е. расскажет не только об истории почты, но и познакомит с эпистолярным жанром по письмам А.П. Чехова, проведёт интерактивную игру по произведениям Чехова. Ребята становятся не просто слушателями и созерцателями, они принимают активное участие в познании. Огромный интерес вызвала тематическая экскурсия «Письма войны». Музей-усадьба«Лопасня–Зачатьевское» поведает о том, как переплелись родственными узами Васильчиковы, Ланские, Пушкины. Здесь росли потомки великого поэта. Экспозиция посвящена быту, досугу хозяев, их вкладу в историю и культуру России. Урок в музее «Лопасня -Зачатьевское» можно провести при изучении рассказа Л.Н. Толстого «После бала», произведений А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Интерактивные программы «Волшебный дом! Он полон тайн…» и «Живые картинки» помогут воссоздать картину быта и нравов дворянского семейства, оживить читательский процесс. Ученики узнают историю семейного герба, попробуют создать герб своего рода, научатся «языку» веера, разучат игры и танцы 19 века, станут авторами стихов и пройдут актёрский тренинг. Результатом будет костюмный ролевой проект «Бал в дворянском семействе». Одним посещением музея трудно ограничиться: здесь ежегодно отмечаются знаменательные даты: 10 февраля – день памяти А.С. Пушкина, 6 июня – Пушкинский праздник, 8 сентября – Натальин день, 19 октября – день Царскосельского лицея. Здесь проходит муниципальные конкурсы чтецов «На берегах Лопасни», «Рождественские чтения», организуются тематические выставки (например, по страницам «Капитанской дочки» художника А.Ф. Преснова), балы, творческие вечера. Это культурный центр, второй дом для ныне здравствующих потомков А.С. Пушкина. Музей идёт в ногу со временем: для желающих самостоятельно погрузиться в атмосферу дома существует аудиогид по музею и территории вокруг усадьбы.                                                                              
В музее «Мелихово» всё дышит присутствием нашего великого земляка А.П. Чехова. Учащиеся узнают о Мелиховском периоде в жизни писателя, об истории создания 42 шедевров этого периода, ведь знакомства, события в деревне и «уездном городе С» легли в основу чеховских произведений. Представители разных возрастов примут участие в интереснейших музыкально-театральных проектах: «По следам «Каштанки», «Детвора», «Дачная лихорадка, или 22 невинных удовольствия», «Дуэль», «Чайка», станут участниками празднования Рождества, Широкой Масленицы, Святой Троицы или зрителями Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна». Экскурсовод Аверкина Л.М. приняла участие в бинарном уроке «История создания и художественное своеобразие рассказа «Толстый и тонкий». Учащиеся 7 класса представили на суд зрителей инсценировки рассказов «Радость», «Дачники» и проект «Дачная идиллия в литературе и жизни».
Расширить маршрут экскурсий можно, посетив литературные музеи Москвы. В этом году мои ученики стали работать над проектом «Литературная карта Москвы». Мы посетили музей-квартиру А.С. Пушкина на Арбате, дом-музей М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.Литературная экспозиция «Пушкин и Москва» отражает сложные, многообразные связи поэта со столицей, её бытом, культурой, искусством. Пушкинские комнаты, книги, альманахи, журналы той поры свидетельствуют о первых месяцах счастливой супружеской жизни. Дом Лермонтова даёт представление о подростке и юноше, который старательно учился в Университетском Благородном пансионе, дружил, влюблялся, тяжело переживал разлуку с отцом.Настоящей реликвией являются автопортрет поэта, фамильные портреты родных, прижизненные книги Лермонтова. Музей предлагает образовательную экскурсию «Мне осталось одно только средство – путешествовать», литературную игру «Раут с Лермонтовым», интерактивный проект «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала». Музей Н.В. Гоголя рассказывает о самых тяжёлых последних днях жизни писателя, но мрачного чувства он не вызывает. Традиционные музейные приёмы гармонично сочетаются с аудиовизуальными и мультимедийными средствами: компьютерной графикой, электронными стендами, видеошоу, панорамной проекцией, виртуальной реальностью. Выбор тематических экскурсий самый разнообразный: «Чему смеётесь?» (по комедии «Ревизор»), «Миргород и его обитатели», «История создания «Мертвых душ», «Театр Гоголя» и другие. Приятно удивил и тот факт, что во время этих экскурсий мы встретили не только учащихся и учителей, но и иностранцев: китайцев, японцев, англичан. Это свидетельствует о формировании положительного имиджа страны, об уважительном отношении к нашей национальной культуре. В планах посещение музеев Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, поэтов Серебряного века: Марины Цветаевой, Андрея Белого, Владимира Маяковского, Сергея Есенина. Но не только музеи могут стать площадкой для проведения урока-экскурсии, но и улицы столицы. У стены Виктора Цоя и памятника Булату Окуджава на Арбате можно провести урок «Бардовская песня», на Патриарших прудах- «Москва Булгакова и «Мастер и Маргарита». Конечно же такая работа требует временных затрат, поэтому реальную экскурсию можно заменить виртуальной.                                                                          
Характерными признаками виртуальной реальности являются моделирование в реальном масштабе времени, имитация окружающей обстановки с высокой степенью достоверности. Можно использовать материалы, размещённые в сети Интернет: описание биографий писателей, фотогалереи с экспонатами, иллюстрации к произведениям. Идя по простому пути, можно обратиться к готовому сайту виртуальных экскурсий, но тогда учащиеся должны получить творческие задания, позволяющие осмыслить данный им материал. Трудоёмкий путь – это создание учениками собственных виртуальных экскурсий. Эта работа позволит формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Использование виртуальных экскурсий играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном значении. Они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству писателя, эпохе, в которую он творил, помогают проникнуть в творческую лабораторию и психологию художника слова, вводят в мир его чувств, переживаний. С помощью виртуальных экскурсий можно подтвердить правдивость и типичность изображённых в литературе явлений и героев. Маршруты таких экскурсий ученики могут разработать и сами: один летом побывал в Санкт-Петербурге и представил материал о музеях Пушкина на Мойке и в Царскосельском лицее, другой привез из Таганрога видеосъёмку о музее А.П. Чехова, третья в Лондоне побывала в музее Шерлока Холмса. Задача учителя стимулировать интерес детей к познанию и творчеству. Конечно, виртуальные экскурсии являются одной из наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий, но не стоит отказываться и от реальных экскурсий, необходимо найти оптимальное их сочетание, исходя из интересов детей и задач обучения литературе.
Такие виды деятельности, как экскурсия, обогащают внутренний мир ребёнка, расширяют его кругозор, приобщают к прекрасному, позволяют испытывать сопричастность к миру и времени, воспитывают уважение к национальной культуре, способствуют восстановлению прерванной связи времён, возрождают духовные ценности.  
 
Список использованной литературы: 
1. Виртуальная экскурсия на уроках литературы. Attachment.aspx?id=88154
2. Гетманская Е.В. Литературный музей в системе бакалавриата. Современные научные исследования и инновации. 2015г.
3. Литературный музей в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции «Музеи писателей Урала». Екатеринбург, 2011г.
4. Шергина Н.З. Роль музеев в формировании личности детей. Научно-методический электронный журнал «Концент» 2016г.