СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ. ПРИВЫЧКИ. МАНЕРЫ. ЭТИКЕТ»
Раевская Ирина Владимировна, учитель искусства и МХК,
МБОУ гимназия №7. г. Чехов, Московская область
Культура - великий учитель того,
как следует жить.
Дина Дин
Нравственное и эстетическое воспитание ребенка – важнейшая часть работы классного руководителя. В школе дети учатся большому количеству правил культуры и поведения, осваивают роли совместного обучения и общения, знакомятся с идеалами, нравственными ценностями. Существует множество направлений и форм знакомства учащихся с основными нормами, предписанными в обществе. Одна из таких наиболее удачных форм – тематический классный час.
Классный час «КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ. ПРИВЫЧКИ. МАНЕРЫ. ЭТИКЕТ» может быть использован для воспитания, прежде всего ребят в 5-6 классе. Для его подготовки можно привлечь детей и поделить их на группы, пригласить на такое мероприятие библиотекаря, психолога, организатора внеклассной работы в школе, родителей.
Классный час проводится в специально оформленном классе, где есть стенды с высказываниями великих людей о культуре и воспитанности, выставкой литературы о культуре, воспитании, традициях разных народов.
Структура занятия:
1. Оргмомент. Эмоциональная музыкальная заставка.
2. Вступительное слово классного руководителя о важности соблюдения культурных норм в современном обществе.
3. Работа с терминами на карточках, экране.
4. Обсуждение инсценировок по правилам культуры поведения, разыгранных ребятами.
5. Чтение отрывков из художественной литературы о нравах и церемониях в разные исторические эпохи.
6. Чтение стихов о культуре поведения.
7. Ответы на вопросы с ситуациями о нормах и привычках.
8. Конкурсы с заданиями по этикету.
9. Подведение итогов. Выводы. Раздача памяток о культурных нормах.
Материалы к занятию.
- Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения.
- Нормы – это некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в определенных ситуациях
- Привычки – установившиеся схемы, стереотипы поведения в определенных ситуациях. Примеры: есть ложкой, спать лежа, зимой одеваться теплее, чистить зубы…
- Манеры – внешние формы поведения человека, основанные на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных людей, культурных от некультурных.
- Комплекс хороших манер называют этикетом (принятой в определенных социальных группах системой правил).
- Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Традиции – поддерживаемые большим количеством людей обычаи в воспитании детей, в проведении праздников, в общении….
- Вкусы – склонности и предпочтения, умение увидеть красивое, изящное и следовать ему.
- Увлечение – кратковременное пристрастие к чему-то.
- Мода - увлечение определенной тенденцией в одежде, образе жизни, характерное для больших групп населения.
- Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение, посвященное празднованию дат, событий. Примеры: свадебная церемония, церемония награждения.
- Ритуал - сильно стилизованный и тщательно спланированный набор жестов, слов, производимых подготовленными лицами.
- Нравы – особо оберегаемые, высокочтимые обществом образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества на определенном этапе исторического развития, в определенных национальных границах.
- Мораль общества – это предписания того, что такое правильно и неправильно, соответствует ли поведение нормам общества и его ценностям, одобряется ли что-то или осуждается большинством людей. Санкции – средства поощрения или наказания за исполнение или нарушение социальных норм.
Культура - это мера человечности в человеке.
Карл Маркс