Информация о центре  

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Рабочая программа по географии, 9 класс (базовый уровень)

Составитель рабочей программы: Гришакина О.П.

 учитель географии высшей категории (2016- 2017 учебный год)

 Пояснительная записка

Рабочая  программа разработана в соответствии с авторской программой по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Домогацких Е.М. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 4 издание, 2013. Она ориентирована на использование учебника «География. Население и хозяйство России», авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. - М.: «Русское слово - учебник», 2014.  (рекомендовано Министерством образования и науки РФ).

Выбор учебника и программы связаны с тем, что  они представляют собой линию учебников от 6 до 10 класса и учащиеся данной параллели начали изучение географии по данной линии ещё в 6 классе. Материал учебника изложен понятным и увлекательным для учащихся языком, текст содержит дополнительный материал, который способствует расширению кругозора учащихся, позволяет наиболее эффективно формировать  знания и умения, указанные в требованиях Федерального компонента государственного стандарта  общего образования по географии.

Учебник продолжает курс «География России. Природа» (8 класс) и построен с учётом основных направлений современной школьной географии - исторического, экологического и др. Учебник имеет обширный, хорошо проработанный методический аппарат, содержит большое количество иллюстраций, статистического материала и картосхем.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает цикл географического  образования в  основной школе.

Главная цель данного курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

                         Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны, ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • показать  большое  практическое  значение  гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практи­ческими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе (четвёртый год изучения географии в основной школе и второй год изучения курса «География России»). Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

            Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, на прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» отведено 140 часов (70 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе), 2 часа в неделю. В соответствии  С УЧБНЫМ ПЛАНОМ ГИМНАЗИИ  в 9 классе НА ГЕОГРАФИЮ отводится 68 часов.

                       Содержание программы.

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (37 часов)

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (7 часов)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

 

Тема 2. Население России (8 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

Тема 3. Хозяйство России (22 часа)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (15 часов)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

РАЗДЕЛ IV. География  своего края. Московская область.(8 часов)

Московская область. Определение особенностей географического положения, этапы освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Население и хозяйство Московской области. Районы и города Подмосковья. Культурное наследие и достопримечательности. Народные промыслы Подмосковья. Топонимика. Экологические проблемы.

Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира (1 час)

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

В структурном отношении курс географии в 9 классе состоит из введения и 3 разделов:

I - «Общий обзор России»,

II - «Экономические районы России»,

III- «Страны ближнего Зарубежья»

Изменения в распределении  учебного материала (использован резерв авторской программы в 21 час, которые учитель может распределять самостоятельно):

Раздел

Название раздела Количество часов

Количество часов по авторской программе.

Количество часов по рабочей программе

 

Введение

1

1

I

Общий обзор России

29

34

II

Экономические районы России

12

15

III

Страны ближнего Зарубежья

4

4

IV

География своей области

0

8

 

Заключение.

Россия в современном мире

1

1

 

Резерв

21

5

 

Итого

 

68

  • Увеличилось количество учебного времени, отведённого на изучение раздела «Общий обзор России» с 29 до 34 часов (+5 часов) в связи со сложностью и новизной изучаемого материала и проведением практических работ на уроках, подготовкой к ОГЭ.
  • За счёт практических работ и обобщающего урока количество учебного времени, отведенного на изучение раздела «Экономические районы» увеличилось на 3 часа.
  • Введён раздел «География Московской области» - 8 часов для изучения своего региона, с целью воспитания любви к своей малой Родине и формированию знаний о значении региона в жизни страны.
  • В планировании указаны только оцениваемые (итоговые) практические работы, обязательные для выполнения всеми учащимися.

 Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

 Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Фактическая дата

  1.  

1.Введение.

Экономическая и социальная география

    01-03/09

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (37часов)

ТЕМА 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы (7 часов)

  1.  

1. Формирование территории России.

     5-10/09

 

  1.  

2. Экономико-географическое положение России.

5-10.09

 

  1.  

3. Административно-территориальное устройство России.

12-17/09

 

  1.  

4. Практ.раб.№1: Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран, национально-территориальных образований и краев

12-17.09

 

  1.  

5. Экономическое районирование территории России

19-24.09

 

  1.  

6. Природные условия  и ресурсы России.

19-24.09

 

  1.  

7. Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

26.09-1.10

 

ТЕМА 2. Население Российской Федерации (8 часов)

  1.  

1.Численность населения России.

26.09-1.10

3-8.10

 

  1.  

2.Размещение населения России.

 

  1.  

3.Миграции населения.

3-8.10

 

  1.  

4.Формы расселения и урбанизация.

 

17-22.10

§

  1.  

5. Практ. раб.№2: Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации

17-22.10

 

 

 

  1.  

6. Этнический и религиозный состав населения.

24-29.10

 

15.

7.Трудовые ресурсы и рынок труда.

24-29.10

 

16.

8.Повторение по теме «Население России»

31.10-5.11

 

ТЕМА 3. Хозяйство России (22 часа)ОРО

17.

1.Национальная экономика.

31.10-5/11

 

18.

2.Факторы размещения производства.

7-12.11

 

 

3.Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

7-12./11

 

19

4.ТЭК: угольная промышленность.

14-19.11

 

20

5.Практ.раб.№3: Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.

14-19/11

 

21

6.ТЭК: электроэнергетика.

28.11-3.12

 

22

7.Металлургический комплекс: черная металлургия.

 

23

8.Цветная металлургия.

5-10.12

 

24

9.Машиностроение.

 

25

10.Отрасли машиностроения и факторы их размещения.

12-17.12

 

26

11. Химическая промышленность.

 

27

12. Лесная промышленность.

19-24.12

 

28

13. Сельское хозяйство: растениеводство.

 

29

14. Сельское хозяйство: животноводство.

26-31/12

 

30

15. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практ.раб.№4:  Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

 

31

16.Пищевая промышленность.

9-14.01

 

32

17. Легкая промышленность.

 

33

18. Транспорт России: сухопутный транспорт.

16-21.01

 

34

19. Водный и воздушный транспорт.

 

35

20. Нематериальная сфера хозяйства.

23-28.01

 

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (15часов)

36

1. Северный экономический район.

23-28/01

 

37

2. Северо-Западный экономический район.

30.01- 4.02

 

38

3. Калининградская область.

 

39

4. Центральный экономический район.

6-11.02

 

40

5. Обучающая практическая работа « Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России»

 

41

6. Центрально - Чернозёмный экономический район.

13-18.02

 

42

7. Практ.раб.№5:  Экономико-географическая характеристика территории (Центрально - Черноземный район) по типовому плану

 

43

8. Волго-Вятский район.

27.02-4.03

 

44

9. Северо- Кавказский район.

 

45

10. Поволжский район.

6-11.03

 

46

11. Уральский район.

 

47

12. Западно- Сибирский район.

13-18/03

 

48

13.Восточно- Сибирский район.

 

49

14.Дальневосточный район.

20-25/03

 

50

15. Практ.раб.№6:   Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и

 Восточно-Сибирского экономических районов .

Обобщение по разделу

 «Экономические районы России»

 

РАЗДЕЛ III. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4часов)

51

1.Страны Балтии и Белоруссия.

27/03-01/04

 

52

2.Украина и Молдавия.

 

53

3.Страны Закавказья.

3-8/04

 

54

4.Страны Центрально- Азиатского региона.

 

РАЗДЕЛ IV. ГЕОГРАФИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.(8 часов)

55

1.Москва и Московская область. Этапы формирования территории. ЭГП.

17-22/04

 

 

56

2. Природные условия и ресурсы.

17-22/04

24-29.04

 

57

3.Население Московской области.

 

58

4. Хозяйство Московской области: промышленность.

24-29.04

3-6.05

 

59

5.Хозяйство Московской области: сельское хозяйство.

 

60

6.Город Чехов, его место в экономике области.

Практ.раб.№7:   Экономико-географическая характеристика своего города.

10-13/05

 

61

7.Народные промыслы Подмосковья.

 

62

8.Историко-культурный потенциал Московской области.

15-20/05

 

22-25/05

 

63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1 час

Место России в мировой экономике.

 

 

64-68       Резерв. Повторение – 5 часов

 

 

         

 

 ГРАФИК  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Название практической работы

Плановые

сроки 

выполнения

Фактическая дата

1

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран, национально-территориальных образований и краев.

12-17/09

 

2

Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.

17-22/10

 

3

Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.

14-19/11

 

4

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

26-31/12

 

5

Экономико-географическая характеристика территории (Центрально - Черноземный район) по типовому плану.

13-18/02

 

6

Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов

20-25.03

 

7

Экономико-географическая характеристика своего города.

10-13.05

 

 

Учебно- методическое обеспечение:

  • Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н.. Учебник по географии для 9 класса. «География. Население и хозяйство России»  М.: «Русское слово», 2014г
  • Географический атлас. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Издательство «Дрофа».
  • Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки и ГИА и ЕГЭ. География России. Население и хозяйство.9 класс. -М.: Дрофа. Издательство ДИК, 2013г.

Дополнительная литература:

  • Атлас. Московская область. Серия «Сферы». М.: Просвещение, 2006
  • Бабурин В.Л., Даньшин А.И. и др. География Российского порубежья: мы и наши соседи. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1998.
    • Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-10 классы.
    • Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье. Методическое пособие для учителя. М.: МГОУ, 2005.
    • Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс. М.: ВАКО, 2012.
      • Электронная геокнига «Великое наследие. Путешественники и мореплаватели. Географические и археологические открытия». Том 3. Издательский дом «Равновесие».
  •  http://www.edu.ru/  Федеральные образовательные ресурсы для общего образования
  • http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • http://katalog.iot.ru/index.php  Образовательные ресурсы сети Интернет – каталог
  • http://window.edu.ru/  Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • http://rusedu.ru/  Архив учебных программ и презентаций
  • http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс
  • http://univertv.ru/  Школьные уроки в видеоформате

 Материально-техническое обеспечение

  1. Рабочие места учащихся: парты -15, стулья 30
  2. Рабочее место учителя: стол -1
  3. Освещение кабинета -12 ламп
  4. Шкафы – 3
  5. Географические карты – 7

Политико-административная карта России

Физическая карта России

Карта Московской области

Карта ТЭК, металлургии, химической промышленности, машиностроения.

6. Технические средства:

Интерактивная доска StarDoard   Hitachi

Ноутбук Extensa 4220  Монитор PrVien

Мультимедийный проектор

7.Выход в Интернет
8. Атласы, учебники, контурные карты -30 

Согласовано.

Протокол №1 заседания    ШМО учителей  от 30.08.2016         Руководитель ШМО: …………

 Согласовано.   Заместитель директора по УР:            .................                                                       Дата: 30.08.2016

   
© 2017 - ЦОиНК