Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-727-66-37(с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства

Формирование предпринимательских компетенций у молодого поколения современного российского общества – один из наиболее важных вопросов развития нашего образования и экономики. Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к устойчивому улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему.

Актуальность проблемы обусловлена противоречиями

  • между требованиями к подготовке молодого поколения, вступающего в жизнь и трудовую деятельность в новых быстроменяющихся экономических и социальных условиях,
  • между требованиями научно-технического прогресса в кадровому потенциалу производства,
  • между требованиями работодателей, нуждающихся в активных, грамотных, деловых, компетентных молодых сотрудниках и той системой, в которой ведется сейчас в российском общем образовании подготовка выпускника учебного заведения к будущей самостоятельной трудовой деятельности, адаптации к деловому миру и построению успешной карьеры.

К сожалению, многие современные выпускники массовой школы, не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью своего профессионального самоопределения, не полностью владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути, не могут четко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения, много обучаясь и работая для этого, с трудом оценивают альтернативу труда «на организацию» и труда «на себя», имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодежи, обладающей предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, деловой активностью, для того чтобы развить и поддержать российский малый и средний бизнес, который поможет сделать экономически здоровым наше ближайшее будущее, организующее производство в самой стране, ориентированное на собственный народ, создание новых рабочих мест; прибыли, налоги с которой будут направлены на социальную сферу, образование, здравоохранение и т.д.

Поэтому вопрос подготовки предпринимательски грамотного и активного молодого поколения – это на просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегического вопрос развития государства, отвечающий задачам, установленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

На необходимость формирования предпринимательских компетенций и деловых качеств у молодого поколения указывает и Федеральная целевая программа развития российского образования до 2015 года, направляя действия педагогов на комплексный характер достижения целей и задач, единые подходы к решению имеющихся проблем образования в деле ответственной подготовки и восполнения молодого интеллектуального и кадрового потенциала страны, умеющего заботится о достойном экономическом состоянии населения и государства.

В Центре образовательного и научного консалтинга (ЦОиНК) проблема формирования предпринимательских компетенций у школьников активно изучается, ЦОиНК участвует в конференциях, семинарах, встречах по данной тематике.

ЦОиНК приглашает к сотрудничеству образовательные учреждения, научные и общественные организации, предприятия и всех заинтересованных лиц.

Мы рады поделится нашими разработками:

  • модель «Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства» (системы внеурочной и урочной деятельности с учащимися с 1 по 11 класс общеобразовательных учреждений) для создания предпосылок целенаправленной подготовки молодого поколения и его участия в развитии малого и среднего бизнеса России, становлении экономически здорового будущего страны;

Модель общих компетенций молодого предпринимателя

Предпринимательские компетенции, которые формируются при прохождении учебных предметов

Предмет

Компетенции, знания и умения,  которые помогут стать будущему предпринимателю, деловому человеку  успешнее

русский язык, литература

знание правил грамотной устной и письменной речи, умение ясно и убедительно говорить,  представлять свои планы, четко давать задания, применять литературные примеры для придания эмоциональности свей речи, умение вести деловую переписку

математика

логическое мышление, умение делать расчеты, составлять графики, диаграммы, схемы, читать и анализировать статистические данные, умение составлять алгоритмы, количественно определять величины

информатика

умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, интернетом для поиска и преобразования информации, составления таблиц, графиков, схем, умение вести деловые контакты через интернет, ведение деловой переписки через электронную почту, умение определить порядок действий

история

понимание исторических процессов и стадий развития общества, знание успешных примеров предпринимательской деятельности, роли государства и частного сектора в развитии экономики, умение побуждать людей к энергичной деятельности, используя примеры из истории

обществознание

знание сфер деятельности человека, значения и структуры экономической сферы деятельности в жизни государства и в жизни отдельного человека, общие представления об экон. процессах, роли человека в различных процессах, понятие об имидже, этикете, поведение в определенных ситуациях, умение отвечать за сказанное, понимание наличия моральной и социальной ответственности за действия,  умение определять критерии результативности, признание важности конкуренции, овладение искусством переговоров, умение понимать суть проблемы, умение давать оценку действиям

география

пространственное представление о жизни и законах размещения природы, ресурсов, хозяйства, особенностях экономики отдельных регионов, стран, мира в целом, понятие о ведущих отраслях хозяйства, осознание социально-экономических потребностей

физика

понятия о перспективных исследованиях в области физики и технологий, используемых в передовых отраслях экономики

химия

знания основных особенностей химии как отрасли производства и отрасли «авангардной тройки» в целях организации бизнеса

биология

понятия о современных технологиях производства растений и животных, продуктов питания

иностранный язык

коммуникабельность, умение налаживать деловые контакты,  умение использовать опыт других в своей деятельности

ИЗО

умение понимать значение произведений искусства для организации бизнеса

  • программы 4 предпрофильных и профильных курсов для выпускников основного общего и среднего (полного) общего образования городских и сельских школ: «Мир деловых людей», «Школа будущего предпринимателя», «Я - фермер», «Школа будущего фермера»;
  • 2 методических пособия с рекомендациями для педагогов по практическому применению разработанной модели и организации системы социального партнерства (пособие в 2013 годе заняло 2 место на Всероссийском конкурсе на разработку материалов для повышения финансовой грамотности детей и подростков, проводимом издательством "Вита-пресс"):

- Гладилина И.П., Гришакина О.П., Трусова Л.А..Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. - М.: ООО «Коллаж», 2011. – 120с.

- Трусова Л.А.Методические материалы для организации занятий по формированию у школьников предпринимательских компетенций. - М.: ООО «Коллаж»,2011. – 136с.

  • цикл занятий родительского лектория по профессиональному самоопределению школьников, 
  • модель системы социального партнерства базового учреждения эксперимента, помогающая формировать и развивать предпринимательские компетенции школьников на конкретных практических примерах и делах;
Комплекс формирования предпринимательских компетенций в условиях социального партнерства
  • модель система сетевого Интернет-взаимодействия по вопросам совершенствования предпринимательских компетенций и консалтинга по бизнес - обучению учащихся, педагогов, родителей, специалистов через систему работы сайта http://pedagogie.ru/ «ПЕДФОРУМ» для ведения онлайн консультирования, проведения проблемно-тематических семинаров и тренингов, вебинаров на территории Подмосковья и других регионов РФ.
Примеры возможностей  развития предпринимательских компетенций
с  использованием материалов уроков  по отдельным УМК 
(полная версия по всем классам и предметам, внеклассным мероприятиям представлена в методических пособиях)

Учебно-методический комплект  «Школа России» ред. А.А. Плешакова  
1 класс:
Математика.1 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. М.И. Моро,    С.И. Волкова, С.В, Степанова.-10-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-112с.

Части, номера уроков

Темы, на которых можно усилить акценты  для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю

На что сделать акцент при изучении

(для формирования предпринимательских компетенций)

Часть I

Тема

Нумерация

Числа от 1 до 10

Понятие о числах и порядке

Тема

Сложение и вычитание

Умение проводить простейшие вычисления. Умение решать задания на смекалку

Тема

Нумерация. Числа от 1 до 20.

Понятие о числах и порядке, составных частях числа. Умение объяснить выполняемые действия

Тема

Сложение и вычитание

Умение проводить простейшие вычисления. Умение решать задания на смекалку

 
Горецкий В.Г. Русская азбука.1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. 14-е изд.- М.: Просвещение. 2010.-239с

Страницы

Примеры произведений, которые можно использовать

На что сделать акцент при изучении

(для формирования предприн. компетенций)

85

Покупки

Понятие о товарах и покупках

87,92, 113

Повар.

Кто кем станет? Кто кем работает?

Знакомство с профессиями

110

Умелые руки

Понятие о значении труда

131

Для тех кто умеет читать

Понятие о значении обучения

192

Два товарища

Понятие о взаимовыручке

201

Л. Толстой.

Правда всего дороже

Понятие о честности и правде

 
Учебно-методический комплект «Школа -2100» 
( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева;  Петерсон Л.Г)
Математика.
1 класс. Петерсон Л.Г. в трех частях. –М.:Ювента, 2002

Страницы

Примеры произведений, которые можно использовать

На что сделать акцент при изучении

(для формирования предприн. компетенций)

Часть I

6-7

Большие и маленькие. Уменьшение и увеличение

Умение понимать разницу в числах, понимать, что больше и меньше

11

Группы предметов

Умение различать продукты труда

13-15

Сравнение групп предметов

Умение сравнивать

17

Сложение

Умение складывать

19

Вычитание

Умение вычитать

Часть II

7-11

Выражения

Умение выполнять арифметические действия

21

Таблица сложения

Умение понимать состав чисел

45-51

Задача

Начало обучения умению  решать задачи со смыслом

Часть III

21-33

Уравнения

Понимание смысла уравнений

47

Счет десятками

Знакомство с новым видом чисел

Русский язык. 1 класс. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.-М.: Баласс. 2004

Номер урока

Примеры произведений, которые можно использовать

На что сделать акцент при изучении (для формирования предприн. компетенций)

17

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по –разному – с большой и маленькой буквы

Показ важности значения быть аккуратным и грамотным

33

Повторяем правила оформления предложений на письме

Показ важности знаний правил письма

Литературное чтение: 2 класс:

учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. / автор-составитель Л.А. Ефросинина – 5 изд. –М.: Вентана-Граф, 2009, ч.1.-176с, ч.2-176с.
      

Части, номера уроков

Темы, на которых можно усилить акценты  для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю

На что сделать акцент при изучении (для формирования предприн. компетенций)

Часть 1

С. 51     

И.Крылов  

Лебедь, рак и щука

 

Как важно понимать необходимость совместных действий и общей работы

С.55

М. Зощенко

Самое главное

 

Понятие  смелости,  знания, связь силы и ума

Как важно понимать, что необходимо знания, не всякая сила сильнее ума

С. 69 

Л. Пантелеев

Две лягушки

 

Понятия труда и упорства

Как важно понимать, чтобы чего-то добиться, нужно много трудиться

Часть 2.

С. 25

Л. Толстого

Зимовье зверей

Представление о совместной деятельности, важность принятия общего решения

С. 51

Братья Гримм

Сказка про трех поросят

 

Представление о надежности и хорошо сделанном деле. Как важно понимать, что не нужно быть беспечным

С.72 

Е. Пермяк Случай с кошельком

 

Понятие честности.

Как важно понимать, что честность – естественное качество для человека

С. 145

А.Пушкин  Сказка о рыбаке и рыбке

 

Понятие о реальных возможностях.

 
Кравченко А. И., Певцова Е.А.Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.-11-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.-184с.

Части, номера уроков

Темы, на которых можно усилить акценты  для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю

Компетенции,

знания, навыки, умения

§1

Что такое общество?

Понятие общества, сфер жизни общества. Умение определить к какой сфере относится та или иная деятельность

§4

Современное общество

Представление о требованиях к современному работнику, образованию навыкам.

§ 5

Человечество как сумма поколений

Понятие о поколениях, материальной и нематериальной культуре

§ 6

Человечество, общество, природа

Представление об экологическом производстве

§7

Что такое экономика?

Представление об экономике и производстве, потребностях и ресурсах. Умение понимать, что необходимо для организации производства

§ 8

Рынок

Представление о торговле, деньгах, банках. Умение понимать как торговля связана с производством, для чего деньги служат людям

§ 9

Что такое предпринимательство и бизнес

Представление о предприни-мательстве.

Умение понимать, что такое успешный бизнес

§ 10

Домашнее хозяйство

Представление о домашнем хозяйстве. Умение разделить доходы и расходы семьи. Представление о сбережениях.

§ 11

Экономическая деятельность подростков

Понятие молодежи. Представление о молодых предпринимателях.

§12

Труд с точки зрения закона

Понятие о работнике и работодателе, трудовом договоре и заработной плате.

§ 13

Социальная структура общества

Представление о группах общества, умение понимать причины возникновения социального неравенства. Умение понимать от чего зависит положение человека в обществе

§ 15

Правила и нормы поведения в обществе

Понятие норм и правил поведения, обычаев и традиций, этикета. Умение объяснить правила поведения. Знакомство с нравами и традициями делового общения разных стран.

§ 17

Право на службе человека

Понятие ответственности, договора.

§ 23

Идеал и ценности

Понятие ценностей. Умение определять приоритеты

   
© 2017 - ЦОиНК