Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-726-73-71 (с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

Точки соприкосновения в формировании УУД у младших школьников и интегративных качеств у дошкольников

Михеева Маргарита Владимировна, учитель начальных классов,

МОУ «Райсеменовская средняя общеобразовательная школа»

 

Что же меняется при переходе на начальную ступень обучения?

Одно из основных направлений ФГОС НОО – это обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.(ФГОСст.5).

Таким образом, преемственность в развитии ребёнка при переходе от дошкольной ступени на ступень начальной школы будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества, черты, особенности, то, что называют интегративными качествами, переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой (предпосылками) для его дальнейшего развития.

Мы считаем, что в свою очередь осуществили определенный прорыв в своей работе. Три года назад наша школа совместно с ДОУ «Родничок» выбрали одну из перспективных программ - Образовательная система «Школа 2100». Это личностно-ориентированная, развивающая система, в которой прослеживается единая линия обучения и развития ребенка от детского сада до 11 класса, от развития интегративных качеств к формированию УУД. Она основана на принципах непрерывности и преемственности. Это способствует плавному переходу детей с одной образовательной ступени на другую. Это образовательная система является одной из ведущих в реализации ФГОС в начальной школе.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (слайд портрет).

Новый стандарт нацелен нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности), но и провозглашает важность метапредметных результатов – универсальных учебных действий, а также личностных результатов.

Ведь не для кого не секрет, что по многим международным тестированиям, предполагающим умения детей ориентироваться в современной действительности, наши школьники далеко не в первых рядах, а это говорит как раз о недостаточной сформированности УУД.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

УУД – это гармоничное продолжение ФГТ, благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности:

1) познавательные и учебные мотивы

2) учебная цель

3) учебная задача

4) учебные действия и операции.

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) - к самостоятельной.

В составе основных видов универсальных учебных действий, как основы умения учиться, можно выделить четыре блока:

- личностные

- регулятивные

- познавательные

- коммуникативные

Они будут формироваться в результате изучения всех без исключения предметов.

В сфере личностных результатов

будут сформированы внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, способностью принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,

контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий дети научатся использовать знаково-символические средства, овладеют действием моделирования, спектром логических действий и операций, приемами решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать сотрудничество с учителями и сверстниками.

Что необходимо для успешного формирования УУД?

На одном из заседаний проблемной группы по реализации эксперимента по преемственности, мы попытались определить точки соприкосновения в развитии детей по формированию УУД и интегративных качеств.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение сохранять заданную цель;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

· умение контролировать свою деятельность по результату;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Примером формирования регулятивных универсальных учебных действий служит используемая в ОС «Школа 2100» технология проблемного диалога. С её помощью уже с детского сада мы учим детей ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности.

Очень нравится ребятам оценивать работу. К оценке своей деятельности они подходят довольно строго. Но очень внимательно, «по доброму» относятся к работе партнёра в паре или группе.

На ступени дошкольного образования предпосылками познавательных универсальных учебных действий могут быть умения:

выделять параметры объекта;

устанавливать взаимно- однозначные соответствия;

выделять существенные признаки;

умение устанавливать аналогии;

осуществлять классификацию и сериацию.

Например, на математике ребята с удовольствием выделяют признаки геометрических фигур, объединяют их в группы, делят целое на части. На уроках обучения грамоте им нравится находить сходство буквы с какими-либо предметами из окружающего мира. При изучении времен года увлеченно выделяют сезонные изменения по динамическим картинам. Наибольший интерес представляют уроки практического характера, когда ребята сами что-то исследуют. При изучении насекомых дети в группах рассматривают их с помощью лупы и делают выводы: сколько отделов тела у насекомых, сколько лапок. А самые внимательные даже замечают насечки на брюшке и делают вывод, почему их так назвали.

В сфере формирования коммуникативных УУД предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника.

Уже к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности (например, задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений). Чтобы минимизировать дискомфорт, при переходе в другой коллектив, мы очень тесно сотрудничаем с детским садом, который совсем недавно был дошкольным отделением школы, но традиции остались:

- совместные педагогические советы,

- совместное проведение мониторингов;

- взаимопосещение занятий и уроков,

- приглашение дошколят на школьные праздники,

- экскурсии в школу, знакомство с учебным кабинетом, учителями.

Также для формирования коммуникативных учебных действий в нашей системе используется технология формирования правильного типа читательской деятельности.

Таким образом и воспитатели детского сада и учителя, работающие по ОС «Школа 2100» имеют возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки и занятия с использований технологий, заложенных авторами.

Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

В результате экспериментальной работы мы планируем найти наиболее подходящие пути преемственности в формировании интегративных качеств дошкольников и универсальных учебных действий младших школьников.

Мы не стремимся дать как можно больше знаний детям, научить их читать, писать, а пытаемся в разумных пределах и согласно возрастным особенностям:

· выявить и раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальность, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста;

· обеспечить ресурсы для самореализации детей, подготовке их к достижению жизненных успехов, приучить к самоконтролю и саморегуляции;

· содействовать передаче культурных традиций, опыта предшествующих поколений;

· обучить детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, подготовить к успешному осуществлению функций, соответствующих ролям, которые человек играет в обществе как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы.

И сегодняшнее наше выступление – это подтверждение того, что мы работаем с детским садом в тесном контакте.

   
© 2017 - ЦОиНК