Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-726-73-71 (с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Трепалова Наталия Владимировна,

МБОУ гимназия №7, г. Чехов, учитель начальных классов

Для того чтобы эффективно реализовать современный стандарт общего образования в начальной школе, в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

• дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

• дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Одно из главных направлений работы педагогического коллектива начальной школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

• выявление одаренных детей;

• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей.

Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.

Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:

• психолого-педагогический анализ развития учащихся школы;

• выявление одаренных и талантливых детей;

• помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;

• организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми;

• работа с родителями одаренных детей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии.

Выявление одаренных и талантливых детей:

• анализ особых успехов и достижений ученика;

• создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

• диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

• преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

В рамках этих направлений целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

Формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• факультативы;

• предметные кружки;

• кружки по интересам;

• конкурсы;

• курсы по выбору;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• занятия в профильных классах;

• интеллектуальные марафоны.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

• включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

• формирование и развитие сети дополнительного образования;

• организация научно-исследовательской деятельности;

• организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Поощрение одаренных детей:

• публикация в СМИ;

• премия администрации ОУ "Ученик года";

• увеличение каникулярного времени;

• стенд "Лучшие ученики школы";

• система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

Работа с родителями одаренных детей:

• психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

• совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

• поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.

Необходимо включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

• увлеченных своим делом;

• способных к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

• профессионально грамотных;

• интеллектуальных, нравственных и эрудированных;

• проводников передовых педагогических технологий;

• умелых организаторов учебно-воспитательного процесса;

• знатоков во многих областях человеческой жизни.

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Список литературы:

• Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

• Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.

• Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.

   
© 2017 - ЦОиНК