Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-727-66-37(с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Макар Ольга Алексеевна, учитель начальных классов,

МБОУ гимназия №7 г. Чехова

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Физическое развитие и образование ребёнка есть база для всего остального. Хотя природой и заложено в человеке стремление к физической активности, это ценнейшее биологическое свойство с годами может ослабевать, если его не подкреплять. Серьёзное отношение и родителей и педагогов к физическому воспитанию детей, всемерное участие в этой работе совершенно необходимы.

Регулярные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют не только на физическое развитие ребёнка, но и на его психическую сферу. Исследования учёных выявили взаимосвязь между показателями развития психических процессов и отдельных двигательных качеств. У младших школьников тесно с показателями психических процессов соотносятся такие качества, как ловкость, прыгучесть и быстрота. К упражнениям, развивающим ловкость младших школьников, можно отнести бег и прыжки, усложнённые необходимостью ориентироваться в пространстве при строгом лимите времени; упражнений с предметами, требующие точных и согласованных движений. Основная цель занятий – научить ребёнка принимать мгновенные решения и подчинять движения своего тела этим командам.

Лучше всего начать с бега. Необходимо, чтобы ребёнок научился «мыслить» в движении: менять направление и скорость бега, преодолевать препятствия. Чтобы ребёнок не уставал от однообразия движений, необходимо чередовать бег с прыжками. Следующим могут быть упражнения для рук. Когда учащиеся освоят данные упражнения и будут более быстро выполнять его, можно переходить к изучению следующих. Основные требования к исполнению упражнений – быстрота, точность, согласованность движений. В упражнениях с более сложной координацией необходимо добиться сначала точности и согласованности движений, а уже потом увеличивать темп.

Всегда следует внимательно следить, чтобы во время занятий физическими упражнениями и в играх детей не наступало переутомление. В качестве признаков утомления можно считать побледнение или покраснение лица, изменение цвета губ (посинели, стали пятнистыми), потение, изменение дыхания (чрезмерно учащённое, поверхностное и прерывистое), вялые и неточные движения, замедленная походка, учащённый пульс.

Разучивание новых упражнений или незнакомая игра утомляет быстрее, чем привычные действия. Движения с резкой сменой скорости и направления бега (салочки, футбол) больше действуют на организм, чем ритмичные, хотя и более продолжительные (бег на лыжах, езда на велосипеде).

Упражнения для мышц ног (приседания, прыжки, бег) оказывают большее физиологическое воздействие на организм, чем упражнения для рук и туловища.

Бег, прыжки, метания, ходьба на лыжах, на коньках, плавание улучшают лёгочную вентиляцию, а значит, увеличивают работоспособность организма. Вот почему необходимо стремиться занятия физкультурой проводить на свежем воздухе.

Очень важно при занятиях физкультурой правильное дыхание; надо иметь в виду, что ритм дыхания должен соответствовать ритму движения. Вдох следует делать при движениях, расширяющих грудную клетку (при разведении рук, выпрямлении туловища, прогибании спины, поднимании рук вперёд), и выдох – когда грудная клетка сжимается (при наклонах туловища вперёд, опускании рук, сведении плеч вперёд). Необходимо объяснить этот принцип детям – он лежит в основе всех физических упражнений.

Чтобы восстановить сбившееся дыхание, нужно сделать один-два резких вдоха. Вдыхать и выдыхать лучше через нос: тогда воздух поступает в лёгкие предварительно согретым и очищенным. Есть и исключения: во время бега на короткую дистанцию или во время рывка в игре короткий и сильный вдох выполняется через рот.

Задержка дыхания в момент мышечного напряжения неблагоприятно сказывается на работе сердца; упражнения, которые могут быть связаны с такими задержками, младшим школьникам противопоказаны. При беге, прыжках, приседаниях даже кратковременные задержки дыхания снижают содержание кислорода в крови, а значит, ухудшается энергетическое обеспечение организма. Поэтому во время выполнения этих упражнений необходимо учить детей дышать ритмично, не задерживать дыхания.

В случае, когда организм принял и перенёс большую физическую нагрузку, дети должны усвоить важное правило: выполнив упражнение, сразу останавливаться нельзя. До тех пор пока не установиться дыхание и ритм его не станет близким к нормальному, нельзя садиться, ложиться, принимать водные процедуры и т. д. Для того, чтобы дыхание успокоилось, лучше всего сделать несколько полных вдохов, а потом медленно походить, глубоко и равномерно дыша через нос.

Таким образом, регулярное занятия физической культурой – при правильном подходе – помогают ребёнку овладеть навыками правильного и глубокого дыхания.

Физическая нагрузка детей младшего школьного возраста не может чрезмерной; нельзя забывать, что к длительной, а тем более однообразной мышечной нагрузке, организм ребёнка ещё не готов.

Так, улучшение снабжения мышц, других органов и тканей кислородом и питательными веществами, - что необходимо при физической нагрузке, - достигается у детей больше увеличением частоты сердечных сокращений, чем приростом объёма крови, выбрасываемого сердцем во время сокращения (этот объём у детей 6-8 лет примерно в 2 раза меньше, чем у подростков). Ещё не стабилен ритм сердечной деятельности. Дети младшего школьного возраста менее приспособлены к работе в условиях, когда организму не достаёт кислорода; они ещё не могут так долго, как подростки и взрослые, задерживать дыхание. Причём у детей это происходит главным образом за счёт учащения дыхания, а не за счёт увеличения его глубины.

Недостаточная выносливость детей к физическим нагрузкам связана ещё и с несовершенством самих нервных механизмов регуляции движений. Движениям не достаёт экономичности, лёгкости, - а это ведь также ведёт к повышенному расходу энергии, к более быстрому утомлению.

Занятия физическими упражнениями всегда необходимо всегда начинать с разминки, предварительного разогревания организма. В каждое занятие необходимо включать упражнения для мышц-разгибателей (поскольку они у детей всегда слабые) и для мышц брюшной стенки и спины (ведь именно они образуют естественный мышечный корсет и формируют у ребёнка правильную осанку).

Упражнения, требующие большей физической нагрузки, чередуются с менее интенсивными. Если упражнение требует особой подвижности в суставах, его надо предварить специальной «разминкой на гибкость». Для предупреждения наступающего утомления надо своевременно выполнять упражнения на расслабление.

Для всестороннего совершенствования движений очень важно развитие мышечной силы. Важно не просто уметь развивать большое мышечное усилие. Это усилие должно быть соразмерно задаче: ребёнку надо учиться развивать усилия разной степени. У детей данного возраста умение дифференцировать мышечные усилия развиты довольно слабо, механизмы регуляции мышечного напряжения ещё недостаточно сформированы. Поэтому ошибки неизбежны. Это надо учитывать при оценке действий ребёнка.

После каждого силового упражнения следует давать упражнение на растягивание или на расслабление. Скажем, сначала приседание, потом – махи ногами. Сначала – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на скамье, потом – скрещение и разведение (рывки) руками в стороны или потряхивание расслабленными руками. Начинать и заканчивать занятия рекомендуется простыми по координации и лёгкими по нагрузке упражнениями (потягивание вначале, ходьба в конце).

Особое внимание - к работе над осанкой. Важны и предупредительные гигиенические меры, но следует вспомнить и о том, что формированию правильной осанки весьма способствуют сильные мышцы груди и спины. А сильными они могут стать благодаря физическим упражнениям именно в младшем школьном возрасте. Физические упражнения оказывают большое влияние на развитие костно-мышечной системы ребёнка: объём и сила мышц увеличиваются, всё тело делается красивее. Какие нагрузки наиболее целесообразны для развития мышц? Не надо думать, что предельные. Лучше всего давать нагрузки на треть меньше максимальных, а упражнения выполнять в среднем темпе. Абсолютные показатели выносливости в младшем школьном возрасте также сравнительно невысоки, но к 10 годам темпы прироста этого физического качества довольно значительны.

Ребёнок приходит в школу, умея выполнять достаточно разнообразные движения. На протяжении всех школьных лет, и в частности в младших классах, количество движений пополняется; растёт удельный вес специально организованных движений – на уроках физкультуры дети овладевают специальными упражнениями, на уроках труда получают новые практические навыки.

В младшем школьном возрасте заметно прогрессирует быстрота. Качество весьма полезное особенно для тех детей, которые от природы флегматичны, медлительны. Одно из самых простых средств воспитания быстроты – пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью.

Наиболее частыми и явными признаками нехватки движения у младших школьников являются нарушения осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение. Самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечно-сосудистой системе детей. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребёнка должен стать «сидячим». Ограничение движения во имя учения сказывается на учении как раз весьма отрицательно. То что, ребёнок получает в школе – уроки физкультуры, игры на переменах, физкультура во время уроков, необходимо, но не достаточно. Домашняя часть дня также должна быть буквально пронизана физкультурой: утренняя гимнастика, «физкультминутки» во время выполнения домашних заданий, подвижные игры в часы отдыха, занятия спортом, физический труд, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные катания, плавание, туристические походы.

Физическая культура оказывает глубокое и разностороннее влияние на организм ребёнка. Ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют его развитию. У детей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, отмечается большая, чем обычно присуще данному возрасту, погодовая прибавка в весе, росте, в окружности грудной клетки, жизненной ёмкости лёгких и силы мышц. Роль физической культуры в жизни ребёнка не ограничивается только укреплением здоровья. Сколько замыслов могут остаться для детей неосуществлёнными только потому, что в какие-то моменты не достанет им необходимой физической выносливости, силы, ловкости. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на беговой дорожке и спортивной площадке, ребёнок учится отстаивать общие интересы, беречь и ценить своих друзей; он тренирует волю, становится более смелым и решительным. Он приобретает способность быстрее и точнее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности.

Литература:

1. Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М.: ООО «ВАКО», 2004 г. – 235с.

2. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: «Просвещение», 1986 г. - 175 с.

3. Захарова А. В., Слободчиков В. И. Мир детства. Младший школьник – М.: «Педагогика», 1988 г. – 272 с.

   
© 2017 - ЦОиНК