Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-726-73-71 (с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ЗАДАЧИ И СПЕЦИФИКА. О ТЕНДЕНЦИЯХ И МЕТОДАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Холостякова Людмила Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин,

МБОУ ДОД «Солнечная ДШИ»,

с.п.Солнечный, Сургутский район, ХМАО-Югра

Музыкальное образование на современном этапе рассматривается как система, объединяющая музыкальное воспитание, обучение и развитие.

В современной научно-методической литературе в сфере эстетического образования широко представлены общие достижения в области музыкально-педагогических исследований и обозначены основные направления эффективной и качественной деятельности учителя-музыканта. Так, Э.Б.Абдуллин отмечает, что учителю музыки сегодня важно владеть «..профессиональным тезаурусом педагогики, что является одним из показателей профессионализма, т.к. помогает с профессиональных позиций анализировать специальную литературу по вопросам музыкального образования и активно участвовать в обсуждении его насущных проблем...».[1]

Выделим основные аспекты исследований в сфере современного музыкального образования: изучение возможностей педагогики искусства в музыкальном воспитании, изучение приоритетных профессиональных качеств личности учителя, изучение сущности, видов, достижений и особенностей профессиональной деятельности учителя - музыканта.

Отечественная система музыкального образования включает в себя как общее музыкальное образование, так и дополнительное, предназначение которого – в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. Образовательные музыкальные программы направлены на воспитание у учащихся интереса и любви к музыке, на формирование их активных музыкально – слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых и аналитических.

Автор данной статьи, являясь педагогом дополнительного образования и обратившись к исследованию актуальных направлений в области изучения практики преподавания музыки на современном этапе, считает, что таковыми являются:

- всестороннее изучение авторских педагогических методик и различных форм музыкально-педагогической деятельности, направленных на повышение интереса у учащихся к предмету и мотивации к обучению,

- изучение творческого опыта педагогов – музыкантов на примере показательных уроков и мастер - классов по предметам музыкально – образовательного цикла.

Педагогические исследования музыкально-практической деятельности на современном этапе, проведенные автором этой статьи, позволяют отметить следующее:

- Методика преподавания музыкальных дисциплин развивается с учетом

новейших достижений современной психологии развития музыкальных способностей;

- Имеется тенденция воспитания «открытого» слуха, т.е. способного воспринимать и переключаться на музыку разных стилей, в том числе XX и ХXI века;

- В педагогической и научно – методической литературе – прослеживается процесс взаимообогащения и взаимовлияния методик различных школ, в том числе и зарубежных;

- Разрабатываются методики преподавания музыкальных дисциплин с использованием в образовательном процессе специальных развивающих компьютерных программ.

Музыкальное образование также напрямую затрагивают инновационные процессы, при этом, в современной музыкальной педагогике прослеживается основная цель исследований:

- изучить представленный к внедрению в практику научно-методический и музыкально-педагогический материал,

- на основе изученного обозначить ведущие методы преподавания и определить наиболее значимые этапы проведения музыкального урока с точки зрения современных педагогических технологий,

Для этого ставятся следующие задачи:

1. изучить основные аспекты музыкальной педагогики: формы, методы и подходы к обучению музыке на современном этапе;

2. определить наиболее востребованные методики преподавания музыки

и изучить их практическое применение в образовательном процессе.

Необходимо отметить, что в музыкальной педагогике присутствуют как общие принципы педагогики, так и особые формы и методы преподавания. Основной вопрос многолетних исследований в музыке – процесс взаимодействия учителя и ученика. Для передачи знаний о музыке - адаптируются формы и методы, сложившиеся в общеобразовательной школе. Для усвоения же самой музыки и овладения практическими музыкальными умениями и навыками - требуются особые формы организации обучения, а также методы и средства, отвечающие специфике содержания музыкальных дисциплин. Основные принципы музыкальной педагогики, о которых упоминает А.Лагутин, «стоят наравне с общедидактическими»,[2]а именно: воспитывающий характер обучения, научность и систематичность обучения, прочность прививаемых знаний, умений, навыков, индивидуальный подход к каждому ученику. «Педагогика искусства», - как отмечает А. В. Школяр, по сравнению с общей педагогикой, отстаивает свое право соединять методы преподавания основ музыкальной науки в тесном единении с инновациями. [3]

В музыкально-педагогических исследованиях на современном этапе определилась главная задача педагога – музыканта –постоянный поиск наиболее результативных методов и путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

О психологическом аспекте педагогических методов, пишет в книге «Музыкальные способности» Д.К. Кирнарская: «Учитель музыки – это полководец, ведущий к победе, которая еще далека. Он вынужден психологически приближать ее, не давать отчаиваться и поддерживать веру в конечный результат... учителю приходиться одухотворять все скучные и тягостные моменты обучения... Альфа и омега учительства – любовь к ученику и понимание трудностей, которые ученик переживает...».[4]

Ввиду того, что в современной музыкальной педагогике предоставлены самые широкие возможности применить свои знания, опыт и педагогические умения, педагогу-музыканту необходимо определиться со способами и методами решения поставленных перед ним общепедагогических и узкопрофессиональных задач. Изучение методик, представленных сегодня к внедрению в музыкально-педагогическую практику, позволило автору данной статьи сделать выводы о том, что успешная деятельность преподавателя - музыканта базируется на аналитических и практических методах обучения. Об этом пишет А.Лагутин: «...Очень органичны для музыкального обучения практические методы...Овладение как исполнительскими, так и слуховыми умениями и навыками осуществляется посредством специальной системы упражнений в постоянной практике...»,[2] «Практические методыобучения, реализуемые через систему различных приемов – одно из эффективных средств музыкальной педагогики, позволяющей школьникам овладеть многими музыкальными умениями» отмечает далее А.Лагутин.

Музыкальная педагогика сегодня базируется и на активизации у учащихся творческо-поисковой активности. В.Н.Говор (Балтийская Академия экологии культуры и искусства) считает, что будущее музыкальной педагогики – за аналитическим методом, а педагог становится «...организатором самостоятельных поисков учеником новых музыкальных ощущений...Такое положение вещей ..не угнетает творческое начало ученика, а стимулирует и развивает его...Подобные подходы, отражающие направленность деятельности педагога-музыканта на творческое, гармоничное развитие личности ученика - все более глубоко осознается в педагогике, однако они пока не получили широкого распространения в музыкально-педагогической практике...».[6]

Таким образом, по мнению автора статьи, соединение практического метода обучения с аналитическим – является основной задачей, стоящей сегодня перед педагогом-музыкантом. Для успешного решения этой задачи на современном этапе педагогу необходимо не только знать методику преподавания своего предмета, но и владеть педагогической техникой, «т.е. системой методов и умений, владение которыми позволит ему стать мастером своего дела». [2]

Список литературы:

1. А.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. Теория музыкального образования. М., ACАDEMA, 2004г., с.3.

2. А.Лагутин, Основы педагогики музыкально школы. М., Музыка, 1985г., с.7, 78, 80.

3. А.В.Школяр, Музыкальное образование в школе, М., ACADEMA, 2002г., с.7.

4. Д.К.Кирнарская, Музыкальные способности, М., «Таланты XXI века», 2004г., с.403.

5. В.Н.Говор, Ю.В.Плетенецкая, Импровизационная деятельность – средство гармонизации личности, СПб, «Балтийская Академия экологии культуры и искусства» 1999г., с 10

   
© 2017 - ЦОиНК