Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-726-73-71 (с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


 Айвазян Наталья Викторовна, учитель начальных классов,

МОБУ СОШ № 4 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

                                                                                    «Наибольшее значение имеет не то, что

                                                                           ученик использует новые технологии,

 а то, как это использование способствует

                                                                                     повышению его образования».

С. Эрманн

В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений  компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей.  Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной  профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

- повысить мотивацию обучения;

- повысить эффективность процесса обучения;

- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

- совершенствовать методики проведения уроков;

- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

- планировать и систематизировать свою работу;

- использовать, как средство самообразования;

- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

В начальной школе возникает необходимость ознакомить  обучающихся с основными свойствами информации, обучить их приёмам организации и планирования деятельности, в частности  учебной,  при решении поставленных задач; дать  первоначальное представление о компьютере, современном информационном обществе, современных информационных технологиях.

Для нового поколения школьников, выросших на компьютерах, мобильных телефонах и ТВ, использование ИКТ прекрасно соответствует методу восприятия информации, т.к. потребность в визуализации информации у них выше, чем у предыдущих поколений, и является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или с интерактивной доской, так как уроки проходят в живой непринужденной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, обучения, развлечения, а также и как средство получения информации.

ИКТ дает возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся. Ясная, эффективная и динамичная подача даже сложного материала способствует более быстрому его усвоению. Дети становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока. Ученикам предоставляется больше возможности для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предметам, заставляют младших школьников самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать необходимую информацию. Дети начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. У педагога появляется возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов. В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на уроке. ИКТ позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную; увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечить высокую степень дифференциации обучения. Применение ИКТ вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

При подготовке и проведении уроков  на различных ступенях обучения  используются различные формы  ИКТ:

- готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности.  

- мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.

- ресурсы Сети Интернет несут громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционное обучение, конкурсы) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся учатся целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

- использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board позволяет учителям и ученикам в полной мере изложить и  достаточно хорошо усвоить изучаемый материал.

Контроль уровня знаний и практических умений в начальной школе при массовой, традиционной форме обучения не позволяет качественно и с необходимой частотой проводить подробный анализ учебной деятельности. ИКТ позволяют педагогу модернизировать процедуру контроля. Компьютерный мониторинг знаний обучающихся является основой получения объективной независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных достижений, практических навыков) обучающегося. Педагог получает возможность оперативно проверить знания большого количества обучающихся по разным темам и предметам, освобождает время для творческого совершенствования своей профессиональной деятельности, реализует возможность  увеличения индивидуальной работы с обучающимися.

ИКТ помогают обучающимся организовать самоконтроль знаний; повышают его объективность; предоставляют возможность выбора своей траектории обучения и самопроверки усвоения материала; предоставляют  возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память; предоставляют возможность получения достоверной информации о результатах своей работы на различных этапах обучения; развивают навыки самостоятельной работы, самооценки.

Использование разных форм ИКТ способствует углублению знаний обучающихся, создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям способствует повышению познавательного интереса к предметам;   содействует росту успеваемости обучающихся; формирует навыки самостоятельной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. ИКТ работают на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Необходимо отметить, ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, но ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.  Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продуманной и дозированной. Практика показывает, что использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно влияет на мотивацию младших школьников, что несомненно повышает качество обучения.

Литература:

1.В. В. Гаранжа. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-ikt-v-obuchenii-i-vospitanii-mlads

2.В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.

3.Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231с.

4.Маркова А.К., Маттис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации   учения. М., 1990г.

 

   
© 2017 - ЦОиНК