Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-727-66-37(с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

Конспект урока развития речи в 7 классе «Сочинение-репортаж по картине С. Григорьева “Вратарь”»

Details

Королева Татьяна Юрьевна,ГАОУ СПО МО "Губернский профессиональный колледж",

 г. Серпухов, преподаватель русского языка и литературы

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К УРОКУ

Цели:

1) подготовить учащих­ся к сочинению в жанре репортажа;

2) дать понятие  о жанре публицистики — репортаже;

3) закрепить умение описывать внешность человека;

4) способствовать осознанному выбору профиля обучения в старшей школе через знакомство с де­ятельностью журналиста-репортера.

Оборудование: интерактивная доска; презентация PowerPoint; «Русский язык»: учебник для 7 класса общеобразоват.учрежден./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Ход   урока

Постановка целей

— Сегодня вы сможете позна­комиться с особенностями работы жур­налиста-репортера. Цель нашего урока — подготовить­ся к сочинению в жанре репортажа. Поможет нам в этом картина русского советского художника Сергея Григорьева. (Слайд «Тема урока»)

Сергей Алексеевич Григорьев родился в 1910 году. Его живописные полотна посвящены  молодёжи, проблемам нравственности, их отличает точность и ясность образов. Эти произведения искусствоведы относят к сюжетно-тематическому жанру. Но о многих его картинах – в том числе и о той, с которой будем работать сегодня - можно сказать, что это «жанр в жанре». (Слайд «Картина»)

Беседа по картине

Нравится ли вам картина? (Да, нравится. Художник смог передать напряжённость зрителей, их увлечённость матчем: нам кажется, что мы вместе с ними следим за игрой.) Почему это «жанр в жанре»? (Городской пейзаж, сюжетно-тематическая живопись, портрет мальчика.)

Расскажите, что вы видите на картине. Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней. (Художник изобразил пасмурный осенний день. Мы словно стоим рядом со спортивной площадкой. На переднем плане – мальчик-вратарь. За ним – мальчик в красной одежде. Его задача – приносить мяч, если он улетит за пределы поля. На заднем плане – зрители: здесь и мальчик с маленьким братом или сестрой на коленях, и девочка-школьница, и взрослый мужчина. Все они сосредоточенно следят за игрой. Их внимание обращено на ту часть поля, которую мы не видим. Наверное, так художник хотел заинтересовать нас. За спинами болельщиков виднеются очертания высоких домов. Видимо, ребята играют на пустыре на окраине города.)

Какое настроение вызы­вает у вас эта картина? (Азарт, нам хочется узнать исход игры.)

Предположите, как называется картина? («Игра», «Футбол», «Ответственный матч», «На стадионе»)

Художник назвал картину «Вратарь». Что он хотел подчеркнуть? (Центральная фигура – мальчик-вратарь.)

Рассмотрим его. Как он одет? Какое у него лицо? (Сосредоточенное, внимательный взгляд.) Волнуется ли он? (Нет, он спокоен, уверен в себе, хотя и напряжён. Мы видим, что этот матч для него очень важен.)

Что мы видим в правом нижнем углу картины? (Портфель, может быть, куртка, пионерский галстук. Ребята пришли играть, как только закончились занятия. Два портфеля обозначают границы ворот.)

Как вы думаете, что происходит на второй половине поля? (Возможно, возникла опасная для команды мальчика-вратаря ситуация. Может быть, бьют штрафной или пенальти. Но мы уже отметили, что вратарь довольно спокоен; скорее всего, идёт борьба за мяч, а он следит за игрой.)

 Мы уже отметили, что на картине изображена осень. Уточните, пожалуй­ста, как вы это определили? (Краски неяр­кие, на земле лежат опавшие листья. Небо серое, может быть, накрапывает дождь, но увлечённые игрой болельщики этого не замечают. Вдали туманная дымка.)

 Опишите  зрителей.

        Словарно-стилистическая работа

— Назовите словосочетания, с по­мощью которых передается состояние людей, изображённых на картине.  (Слайд «Словосочетания»)

(притихшие зрители; сосредоточенно всматриваются; внимательный взгляд; напряжённо следит за игрой; увлечённые игрой болельщики; спокойный, уверенный в себе вратарь; застыл в ожидании).

— Какие части речи помогут вам передать действие? (Глаголы и причастия.)

— Какими предложениями можно заменить простое предложение с причастным оборотом? (Сложноподчинённым. Например: «Зрители, увлечённо следящие за игрой…» - «Зрители, которые увлечённо следят за игрой…») Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Работа над репортажем

 Вспомните, что такое репортаж и в каком стиле речи он создается. (Это живой рассказ с места события в пуб­лицистическом стиле речи.)

 С каким публицистическим жанром вы познакомились на прошлом уроке развития речи? (Очерк – это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.)

 О каких событиях обычно расска­зывается в репортаже? (О каком-то значимом событии — празднике, спортивном состязании, запуске космических кораблей; об исто­рических местах, знаменитых людях и т. д.)

 В какой форме может вестись ре­портаж? (В устной и письменной.)

Как называется профессия чело­века, ведущего репортаж? (Журналист-репортер.)

Постарайтесь вспомнить репорта­жи, переданные в прямом эфире. Всегда ли журналист, ведущий репортаж по телевидению, является участником события? (Нет, не всегда. Если журна­лист рассказывает о каком-то значимом государственном событии, то его появ­ление в кадре не предусмотрено, так как он является наблюдателем, комментато­ром, а не участником. Если же это спе­циально организованная передача об ис­торических местах, знаменитых людях, к которым телевидение «приходит» до­мой, то тогда репортер может стать од­ним из действующих лиц.)

Каковы задачи журналиста, созда­ющего репортаж? (Он должен воссоздать картину того, о чем идет речь, под­робно, выразительно, живо рассказать о происходящем. Задача автора состо­ит в том, чтобы читатели или зрители как бы увидели событие на самом деле. Этому во многом способствует выраже­ние личного отношения к происходя­щему.)

Есть некоторые особенности, позволяющие автору выполнить свои задачи. Очень важно продумать начало. Какой долж­на быть вступительная часть? (Главное - сразу заинтересовать читателя или слушателя. Можно дать описание мес­та действия, погодных условий и др.)

Как бы вы начали репортаж о футбольном матче? (Мы находимся на окраине города, где две команды сражаются за звание чемпиона школы. День сегодня довольно прохладный, но это не пугает болельщиков, собравшихся на площадке.)

Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа? (Так как репортаж — рассказ о событии, то веду­щим типом речи чаще всего является повествование. Но поскольку наш репортаж мы создаём с опорой на картину, определённое место в тексте будет занимать описание, главным образом, мальчика-вратаря.)

Какую временную форму предпоч­тительнее использовать в центральной части репортажа, чтобы создать впечат­ление «сиюминутности» происходящего? (Глаголы в настоящем времени: находимся, подходим, проходим, видим, наблю­даем, любуемся, знакомимся. Используются также формы прошедшего време­ни совершенного вида, краткие страда­тельные причастия прошедшего време­ни: расположились, подошли, напряжены,  сосредоточен.)

 Какую мысль вы будете утверж­дать в своем репортаже вслед за автором картины? (1.Мы восхищаемся мужеством и стойкостью вратаря. 2.Спорт объединяет людей)

 Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к происходящему? (Вопросительные, побудительные по цели высказывания и восклицатель­ные по интонации предложения, обра­щения, вводные слова и предложения.)

 Чем обычно завершается репор­таж? (В конце репортажа содержится оценка события или явления, вывод, к которому автор желает привести свое­го читателя.)

Обратимся к сочинению ученика. Постараемся выявить достоинства и не­достатки написанного.  (Экземпляр на столе у каждого ученика; текст сочинения проецируется на доску)  (Слайд «Текст»)

«Мы находимся на окраине нашего города. Сегодня пасмурно, прохладно – настоящий осенний день. Шуршит под ногами пожелтевшая трава, ветер кружит опавшие  листья. В туманной дымке теряются очертания новостроек. Узкая тропинка приводит нас на пустырь. Город растёт, и скоро на этом месте будет возвышаться жилой дом.

А сегодня здесь ответственный матч. Команды двух школ сражаются за звание чемпиона. И неважно, что вместо ворот – портфели, а вместо скамеек – брёвна и доски. Игра захватила всех. Болельщики сосредоточенно следят за действиями футболистов. Среди них есть и дети, и взрослые. Сейчас один из самых напряжённых моментов игры. Мяч в центре поля. Но наше внимание приковано к вратарю команды школы №1. Вот он, настоящий герой матча!  Им только что был отражён сильнейший удар противника.  Посмотрите, как он спокоен и уверен в себе! Кстати, у вратаря  забинтовано колено, однако эта  травма не помешала ему выйти на поле.  Сейчас он застыл в ожидании, но можно не сомневаться: такой опытный голкипер отразит любую атаку. Уверен в этом и мальчик, стоящий за воротами. В его обязанности входит приносить мяч, если тот улетает за пределы поля. Он спокойно наблюдает за игрой, всем своим видом показывая: команде противника не удастся забить ни одного мяча.

До конца игры остались считанные минуты. Но вот опасный момент! Нападающий команды школы №2 оказывается один на один с вратарём. Удар! Вратарь бросается навстречу и ловит мяч! Он снова спасает свою  команду!

Свисток судьи. Матч окончен. Счёт 0:0. Футболисты благодарят своих болельщиков за поддержку. Надо признать, игра была напряжённой. Но в схватке равных соперников побеждает дружба».

Работа с текстом сочинения

Сколько частей можно выделить в сочинении? Какие? (Сочинение состо­ит из трех частей: вступление — 1-й абзацы, основная часть — 2-й и 3-й абза­цы, концовка — последний абзац.)  (Слайд «Части текста»)

Рассмотрим вступительную часть. Какие недостатки вы можете отметить?(Эта часть неоправданно затянута. Можно не описывать так подробно пейзаж, дорогу на пустырь, не рассказывать, что здесь будет через какое-то время.)

Отредактируйте вступление с уче­том замечаний.  (Слайд «Редакция-1»)

(Пасмурным осенним днём мы пришли на окраину нашего города, на пустырь, превращённый в футбольное поле. Сегодня здесь  проходит ответственный матч. Команды двух школ сражаются за звание чемпиона.)

Что создает во вступлении ощуще­ние присутствия на месте события? (Использование глаголов в форме настоя­щего времени.)

Какие конструкции придают речи динамичность и эмоциональность? (Односоставные предложения с главным членом — подлежащим.)

Переделайте вступление, используя односоставные предложения. (Слайд «Редакция-2»)

 (Пасмурный, прохладный осенний день. Мы  на окраине нашего города, на пустыре, превращённом в футбольное поле. Сегодня здесь ответственный матч. На поле команды двух школ. Кому же достанется титул чемпиона?)

В чем вы видите достоинства глав­ной части сочинения? (Мы постоянно чувствуем авторское «я», восхищение игрой вратаря, его мужеством и терпением,  и эти чувства передаются нам.)

Найдите ошибку в основной части репортажа, связанную с неверным употреблением местоимения. Исправьте её.

Какие синтаксические конструкции помогают автору выразить свои чувства? (Побудительные и восклицательные предложения) Какие конструкции вы бы еще включили в основную часть репортажа?(Обращение, риторические вопросы, диа­лог с героями картины.)

 Считаете ли вы удачной концовку репортажа?на точна, автор избежал многословия, подчеркнул, что спорт объединяет людей.)

          Домашнее задание: написать сочинение по картине в жанре репортажа.

Литература

1. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф.  Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс.  М., 1974.

2. Галкина Г.Н. Сочинение-репортаж по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». // Русский язык в школе. -  №5. - 2005. - с.29-35

3. Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.

4.  Корепина Л.Ф.,  Борисенко Ю.Н.  Работа  над   сочинениями    разных  жанров // Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.

5. Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др.  Методика  русского языка.  М., 1982

6. Методика  развития  речи. /  Под ред. Ладыженской Т. А.  М.,  1991.

7. Ходякова Л.А., Новикова Л.И., Штыкина О.П., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 5 классе.  М.,  2003.

8. Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 6 классе.  М., 2004.

   
© 2017 - ЦОиНК