Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-727-66-37(с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

Активные методы обучения на уроках географии


Щепина Елена Викторовна, 
 учитель географии,

ГАОУ ЦО №548 «Царицыно», г. Москва

 В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное  вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения. Сюда входят специальные приемы и формы занятий. Они помогают сделать процесс обучения легким и доступным каждому ребенку.

Поэтому каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий, приемов, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

К активным методам обучения относятся цифровые, числовые  диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.

«Цифровой диктант»

Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-».  Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.

1) Африка омывается тремя океанами

2) Самый маленький материк находится в северном полушарии

3) Северный Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли

4)  Самое глубокое озеро расположено  на материке Евразия

5) Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д.

Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.

«Числовой диктант»

1) К числу всех океанов прибавь число всех материков Земли (4+6)

2) Число материков, пересекающихся экватором, раздели на число материков, омываемых сразу всеми океанами(2:1)

3) От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество материков, названия которых начинаются на букву «А» (7-3) и т.д.

Задания для числового диктанта состоят из 6-7 этапов. Каждый этап-пример на арифметическое действие, который может отражать фактологию или понятийный аппарат изучаемого материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. Этот прием--самая сложная форма развивающих диктантов. Может использоваться в сильных классах, тренирует навыки счета, умение быстро переключаться. Лучше всего использовать на этапе обобщения изученного материала. Для подготовленных детей можно предложить игру «да-нет», задавая вопросы по теме, например: Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».

- Этот  объект расположен  в океане?     -Нет

-Он находится на материке?                    -Да

-На этом материке две части света?       -Нет

-Этот материк расположен в Северном полушарии?   -Нет

-Этот материк пересекает экватор?         -Нет

-Данный материк пересекается всеми меридианами?  -Нет

-Этот объект-часть гидросферы?            -Да

-Имеет связь с океаном?                          -Да

-Является рекордсменом на материке?  -Да

-Это река Муррей?                                   -Да!

Задание способствует развитию образного мышления, памяти. В 10 классе при изучении регионов можно предложить учащимся следующее задание.

На доске под номерами написаны названия стран. Учащиеся читают их, фиксируют в памяти, затем надписи закрываются (можно оставить только контуры стран), а учитель задает вопросы, ответы на которые ученики прописывают в тетрадях. Задание требует дополнительных знаний из других научных областей, стимулирует познавательный интерес, развивает зрительную память, внимание, способствует лучшему запоминанию карты.

1) Австрия 2) Швейцария 3) Бельгия 4) Испания 5) Исландия 6) Греция 7) Швеция 8) ФРГ

- Эта горная страна не имеет выхода к морю. Специализируется на производстве оптического оборудования, часов. Особую роль в экономике играют банковские услуги.

- Страна является членом Большой Семерки стран Запада. Её столица, расположенная согласно легенде на семи холмах - музей под открытым небом. В ТСХ можно выделить промышленно развитый Север и отсталый аграрный Юг.

- Внутриконтинентальная страна. Государственный язык - немецкий. Столице этого государства, расположенной на крупной судоходной реке, И. Штраус посвятил один из известных своих вальсов.

-Полуостровная страна, конституционная монархия. Специализируется на легкой и пищевой промышленности, важнейшей статьей экспорта является туризм. В столице этого государства находится один из крупнейших музеев мира-Прадо.

- Это королевство с федеративным устройством. В её энергетике важнейшее значение имеют АЭС. Специализируется на выпуске продукции машиностроения, выплавке цветных металлов(меди) и огранке алмазов.

- Островная страна, являющаяся членом НАТО, но не входящая в ЕС. Специализируется на выпуске энергоемкой продукции. Страна «льда и огня». Основа энергетики - альтернативные источники энергии.

- Полуостровная страна, конституционная монархия. Отрасли специализации: машиностроение(автомобилестроение), лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Экспортер высококачественной железной руды.

-Страна-лидер в регионе. Специализируется на производстве автомобилей, станков, бытовой техники. Очень хорошо развита химическая промышленность. Символом страны являются Бранденбургские ворота, находящиеся в её столице.

Диагностика выявляет отношение к предмету и позволяет увидеть результаты обучения. Учащимся во всех параллелях в конце учебного года были предложены анкеты с вопросами:

-Какие школьные предметы тебе нравится изучать?

-Какие формы работы на уроках запомнились больше всего?

Положительный ответ в отношении географии дали 79% учащихся. Эти дети чувствуют себя комфортно на уроках географии и проявляют интерес к данному предмету. Одной из любимых форм работы на уроке для учащихся является игра. Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с игровыми моментами, успеваемость выше, по сравнению с классами, в которых большая  часть уроков проводится в традиционной форме. Технология активных методов и форм обучения универсальна, легко воспринимается и её может применять любой учитель.

Эта форма, которую учитель -предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития.

Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Уроки с использованием таких приемов и форм обучения обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Список использованной литературы

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика,1989.

2.Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. - М.: Методическая библиотека, 2006.

3.Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности.- СПб : Каро, 2008.

4.Замятин Д.Н. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов. – СПб.:  Алетейя, 2003..

5.Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I,II- Ростов-на-Дону, Учитель, 2005.

6.Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении.– М.: Просвещение», 1992.

7.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М. ТЦ Сфера, 2005.

   
© 2017 - ЦОиНК