Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-726-73-71 (с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Сидорова  Людмила  Анатольевна,  воспитатель  I  категории,

ГБОУ СОШ № 932 Д.О.№ 1, г. Москва

"Дошкольное  детство" – это уникальный период в жизни каждого человека,  когда формируется здоровье, осуществляется разностороннее развитие личности.

В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых –  «главные взрослые» в этот период развития ребенка – это ближайшие родственники - родители, бабушки и дедушки,  и педагоги – воспитатели, т.е. те взрослые, которые формируют личность ребенка посредством воспитания. 

У ребенка в  раннем возрасте  еще нет собственного жизненного опыта,  и  только взрослые  могут помочь ребенку познать окружающий мир. В данный момент развития ребенок живет в постоянной «системе запретов», т.е.  воспитание строится  через  многое «нельзя», например – нельзя совать пальцы в розетку – ударит током, нельзя есть снег – заболеешь, нельзя  баловаться на горке  - упадешь, ударишься.  И  самое главное в этот момент –  взрослые не должны  противоречить  друг другу в воспитании.  Воспитание и развитие ребенка должно  проходить согласовано и едино.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?

Но  разве  это  правильно,  делить воспитание  на семейное и общественное?  Ведь ребенок, живет, воспитывается  и  развивается   и  в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть » воспитание и развитие ребенка в разные  стороны,  

Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье  он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. 

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. 

Опираясь на эти утверждения,  меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения –  является не только воспитателем детей, но и партнёром родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

1.Изучение потребности родителей в услугах, которые предоставляет детский сад.

2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития взаимодействия работы с семьей, содержания работ и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.

Родителям была предложена анкета «Что вы ждете от детского сада», проанализировав которую мы увидели следующие результаты.

От детского сада родители хотели бы получить:

  • 86% максимально полную информацию от ребёнка,
  • 48% советы по общению с ребёнком,
  • 22% советы психолога.

 Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей:

  • 31% - ребёнок плохо ест,
  • 20% - не слушается родителей,
  • 13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи. 

Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:

  • 33% считают, что справятся сами,
  • 17% не придают особого значения этим трудностям,
  • 13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога. 

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. 

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Основные задачи , которые ставит педагог по взаимодействию с семьями воспитанников:

Задачи по взаимодействию с семьей

Форма работы с родителями

Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

Индивидуальные формы работы: беседы,

Наглядно-информационные формы работы

информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации)

информационно-аналитическая (опросы, , анкетирование)

Привлечение родителей к активному участию в жизни группы

Совместные мероприятия  педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники,  привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.

Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо дать им уверенность в том, что взаимодействие между семьей и воспитателями необходимо. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка на определенном этапе развития. При этом используются различные формы и методы: родительские собрания, наглядная информация, консультации, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает индивидуальное ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На этом этапе устанавливаются доверительные отношения между родителем и воспитателем, воспитатель проявляет личную заинтересованность и желание помочь, а  родитель  может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. 
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность  педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. 
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектной деятельности – когда родители  активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе. Мною были разработаны и реализованы следующие проекты по взаимодействия с семьей:  «Вместе с родителями играть, петь и дружить – вот как весело в сад нам ходить» - младшая группа.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта 
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, а также зачастую фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. Поэтому столь необходимым представляется реализация данного проекта взаимодействия педагогов ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей. 
Цели проекта:.
  • Всесторонне и гармонично развивать каждого ребенка 
  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
  • Приобщать родителей к активному участию в жизни детского сада 
  • Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей. 
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей. 
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей. 
  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов группы по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи поставлены следующие:
  • Педагогическое просвещение родителей:
-В «воспитании» родителей предполагается активная позиция воспитателей в повышении уровня родительской компетентности,
-Удовлетворение индивидуальных запросов родителей  в индивидуальных и групповых формах работы,
-Изучение состояния факторов развития ребенка, связанных с его семьей,
  • Работа педагогов ДОУ:
-Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах социального развития детей и взаимоотношений с их родителями,
-Изучение  состояния факторов  среды социального развития детей  в образовательном пространстве ДОУ.
  • Работа с воспитанниками ДОУ:
-Развитие индивидуальности, речи и творчества у детей,
-Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей,
-Организация досуга детей.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый
Длительность: 9 месяцев 
Участники: Педагоги – воспитатель группы Сидорова Л.А., Малахова А.В., дети второй младшей группы, родители.
Ожидаемый результат: 
  • Создание благоприятной эмоциональной среды в группе
  • Повышение уровня родительской компетентности;
  • Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
 Как это повлияет на развитие ребенка:
  • Улучшится эмоциональный климат в семье;
  • Упрочится социальный статус ребенка в семье,  отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
  • Изменится  в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
  • Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Подготовительный этап:
1.Разработка проекта 
2.Консультация для педагогов «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;   
3.Опрос-диагностика родителей
4.Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий; 
5.Обсуждение общих вопросов, связанных с проектом
Основной этап:
Работа с родителями разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с родителями:
1   Знакомство с родителями, анкетирование (сентябрь)
2   Индивидуальные опросы по выявлению трудностей в воспитании детей. (сентябрь - октябрь)
2   Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам  эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. (еженедельно)
3   Наглядная информация (еженедельно)
4   Собрания (октябрь, май) , круглые столы (апрель)  с целью повышения знаний об особенностях развития и воспитания детей в семье 
5  Проведение тренинга «Кризис 3 лет».(февраль) 
6  Совместная деятельность родителей и педагогов в воспитательном и обучающем процессах : Участие в выставках детского сада; Конкурс на лучшую кормушку – январь; Фотовыставка «Моя дружная семья» - май
7  Семейные досуги: 
  • ко Дню Матери - ноябрь,
  • «Играем, пляшем и поем – дружно в садике живем» - январь
8  Совместные развлечения и праздники: 
  • «Мама, папа я – спортивная семья» - февраль
  • «Веселая  Масленица» - февраль
  • «Праздник вежливости» - апрель
9  Открытые занятия «Игра со светом и тенью» - март
 
Заключительный этап: Семейный праздник «День Семьи» - май
 Результаты проекта:
  • Созданы благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
  • Повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада;
  • Созданы благоприятные условия для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.
   
© 2017 - ЦОиНК