Информация о центре  

   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

РАБОТА НАД МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПРИРОДА РОССИИ»

Пашнина Татьяна Борисовна,
 учитель начальных классов МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области
 
Федеральные государственные стандарты прочно и основательно вошли в наше образование, стали его неотъемлемой и отвечающей требованиям времени его частью. К результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, ФГОС устанавливают требования:
 
 В ходе изучения дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе должны 
• освоить доступные способы изучения природы и общества;
• развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
• осознать целостность окружающего мира;
• освоить правила нравственного поведения в мире природы и людей;
• знать нормы здоровье сберегающего поведения;
• понимать особую роль России в мировой истории и воспитать в себе чувства гордости за природу, национальные свершения, открытия и победы;
• сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны.
 
Кропотливо работая над результатами обучения в каждой теме по окружающему миру, мы по крупицам и ступенькам складываем общую картину природоведческой и обществоведческой грамотности школьников. 
Тема «Природа России» в 4-м классе предоставляет учителю огромный спектр средств и педагогических способов развития учащихся. Учащиеся знакомятся с природными богатствами нашей страны, узнают про условия, в которых растут растения и живут животные, видят разнообразие природы разных уголков необъятной России, учатся объяснять, как условия влияют на особенности природных объектов.
Многому четвероклассники уже научились, поэтому мы трудимся над совершенствованием определенных метапредметных (общеучебных) действий и развиваем самостоятельность, читательскую грамотность, логические умения, способности представлять интересно и творчески информацию по определенной теме слушателям.
Можно выделить следующие формы работы над метапредметными результатами в данной теме, которые наиболее эффективны и нравятся детям:
• Выставка рисунков «Самая красивая страна»
• Обзор литературы (прочитанных книг) о природе России
• Работа с Интернет источниками «Всемирное наследие. Объекты природы в России»
• «Глазами маленького путешественника» - рассказы о путешествиях и отдыхе семьей в различных местах России
• Стендовые доклады «Удивительные животные нашей страны»
• Смотр мини-презентаций «Что дает лес человеку»
• Соревнование между группами в классе «Кто лучше умеет читать карту природных зон»
• Викторина «Знаешь ли ты Россию» (об особенностях природных зон)
• Защита коллективных учебных проектов «Заповедники России», «Заповедники нашего края», «Охраняемые животные нашего края», «Охраняемые растения нашего края», «Всероссийская акция «Посади лес» и т.д.
• Отчеты об экскурсии на природу.
 
Таким образом, тема «Природа России» помогает формировать метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  и решать часть задач освоения компетенций:
1)   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; 
2)   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
4)    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
5)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
6) использование различных средств  представления информации; 
7)  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; 
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  построения рассуждений; 
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 
10) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
 
Литература:
1. Аквилева Г.Н. Клепинина З.А. Методика преподавания  предмета «Окружающий мир» - М.: Академия, 2013. –336с.
2. Гришакина О.П. Основные методы обучения и воспитания на современном уроке. С.59-63    Современные образовательные технологии и методики: актуальные вопросы теории и практики – IV/  Сборник материалов научно-практических конференций и профессиональных конкурсов. Под ред. А.Ф. Хутина, Л.А. Трусовой.  - Чехов, ЦОиНК, 2015. – 176 с.
3. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах
Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
4. ФГОС НОО Учительская газета [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/3  
5. Хуторской А.В.  Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать  федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/Nadegda797/blog/447874/   
   
© 2017 - ЦОиНК