Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-727-66-37(с 9.00 до 18.00)

   
   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ (на примере групп дополнительного образования детей в кружке «Школа будущего фермера»)

Автор: Трусова Людмила Александровна,

Московский государственный технический университет «МАМИ»

 

Фермерство, как деревенский образ жизни, сегодня является основным для большой части населения страны. Деревня и села стареют, а фермерство возобновляет традиционный уклад жизни, дает надежду на то, что село продолжит развитие, так как при возделывании земли по-прежнему приносят урожаи, луга можно использовать для выпаса скота, который обеспечивает молоком и мясом потребности городского и сельского населения. Но, главное, фермерские хозяйства – это решение важной на сегодня проблемы: трудоустройство на селе. Можно сказать, что развитие фермерства – это уменьшение безработицы в сельской местности, наличие рабочих мест и оплаты труда.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на 01.01.2011г.  всего в Российской Федерации насчитывалось 304630 фермеров, в том числе 201599 крестьянско-фермерских хозяйств и 103071 индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственного назначения. По сравнению с прошлым годом численность фермеров выросла на 124168 хозяйств. Эти данные еще раз доказывают интерес населения к данному виду деятельности [8].

Российский и международный опыт показывает, что будущее сельского хозяйства за фермерами. Примером, могут служить результаты деятельности фермеров в таких странах как Нидерланды (Голландия), Бельгия, Франция и др. Они обеспечивают своей продукцией не только собственное население, но и работают на импорт. В этих странах важное место уделяется государственной политике  в сфере ведения фермерской деятельности. В последние годы в России также государство принимает активные меры для расширения фермерских хозяйств.

 Во многих регионах Российской Федерации  инициативой самих фермеров организуются «школы фермеров» (Пермский край, г. Москва), учебно-методологические центры по подготовке фермеров (г. Челябинск), информационно-консультационные службы (ЦОК ИКС АПК в г. Москва).

 Проект «школа фермеров» под названием дети «Дон Кихота» , например, был реализован в Пермском крае в марте 2009 - августе 2010гг., в качестве цели которого была подготовка глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), предпринимателей, фермеров из числа безработной молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации. Проект был ориентирован на молодежь 16-23 лет: детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, безработную сельскую молодежь. Проект успешно прошел конкурс всероссийский конкурс для социальных предпринимателей. В Пермском крае для фермеров также в январе 2010 были организованы консультации и семинары на базе Пермской сельскохозяйственной академии.

В Москве были организованы курсы для молодых фермеров на базе социального проекта «Сам себе хозяин» для популяризации в молодежной среде целесообразности ведения фермерского хозяйства приглашены фермеры из разных городов: Тулы, Калининграда, Орла и т.д. На базе Кашинского  аграрного техникума в Тверской области планировалось появление элитной школы для подготовки кадров для сельского хозяйства,  в том числе и фермеров.

В 1990 г. была создана Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), которая занимается защитой прав и интересов российского крестьянства и фермерского сообщества, координацией их предпринимательской деятельности, повышением эффективности крестьянского (фермерского) сектора экономики, улучшением условий жизни лиц занятых в сельском хозяйстве, содействует развитию сельских территорий, а также количественному и качественному росту фермерства в Российской Федерации. АККОР способствует занятию фермерством достойного места в экономической и общественно-политической жизни страны [8].

На базе РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева создана информационно-консультационная служба в рамках проекта создания комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям (ЦОК ИКС АПК) [9].

На базе РГАУ-МСХА функционирует Федеральный Центр Обучения кадров ИКС, созданный в рамках реализации проекта Всемирного Банка "АРИС", в Дмитровском районе Московской области благодаря "Российскому фермерскому проекту" и с помощью МСХА основан и успешно функционирует Учебно-консультационный центр. Академия разработала и ввела учебные курсы для студентов и аспирантов непосредственно или косвенно связанные с информационно-консультационной службой в программы подготовки сотрудников федеральных, региональных и районных структур ИКС, а также преподавателей центров обучения регионального уровня. Работы по введению новых курсов и учебных программ проводятся совместно с Шотландским сельскохозяйственным колледжем в рамках проекта Британского Ноу-Хау Фонда "REAP", Университетами Хойенхайм (Германия) и Вагенинген (Голландия) с помощью проекта Европейского Союза "Tempus-Tacis", а также совместно с Айовским Государственным Университетом (США) в соответствии с двусторонним соглашением о сотрудничестве[9].

Инициативой правительства принимаются активные меры по субсидированию и инвестированию фермерских хозяйств. На базе Министерства сельского хозяйства во многих регионах страны (например, Пермский край), совместно с учебными заведениями профессионально образования проводятся подготовка населения к ведению предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Во многих бизнес-школах открылись курсы по подготовке к ведению фермерской деятельности.

Анализируя приведенный выше материал можно сказать, что фермерство – актуальный и перспективные вид деятельности для сельской молодежи. При этом подготовить к данной деятельности можно и школьников. Для этого важно уделять особое внимание развитию предпринимательских компетенций учащихся как в процессе обучениях общим предметам, так и в группах дополнительного образования для детей, в кружках. Особое внимание стоит уделить развитию предпринимательских навыков и умений, а также знакомству с фермерством как способом ведения собственного бизнеса в 10-11 классах. Фактически учащийся, посещающий данные занятия должен при окончании учебного заведения быть способном к самостоятельной регистрации и ведения фермерского хозяйства, а также иметь представления об учебных заведениях профессионально образования, в которых ведется подготовка к ведению предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

 

Пояснительная записка

Занятия  в группе дополнительного образования детей

в кружке  «ШКОЛА БУДУЩЕГО ФЕРМЕРА» для 7,8,9 классов

направлены на знакомство учащихся со сферами деятельности человека, с миром бизнеса и предпринимательства, с миром фермерства, с условиями успешной карьеры, примерами достижения высоких результатов в жизни. Занятия помогут учащимся 7,8,9-х лучше освоить ключевые и предпринимательские компетенции, подготовиться к осознанному выбору своего будущего,  окажут педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении, научат ребят осознанно относиться  к способам зарабатывания денег и их распределения.

Занятия рассчитаны на 34 учебных недели, по 2,5 часа в неделю  для одной группы (15-20 человек)  гимназического уровня обучения, всего 85 часов  за год. Занятия предполагают обучение в субботу, во второй половине дня  с учетом возможности практикумов, экскурсий в фермерские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, в учебные заведения профессионального образования, встреч со специалистами, выполнения проектов (50% учебного времени практические занятия, 50% - теория).

      Цель: знакомство с основами ведения фермерского хозяйства и предпринимательства, спецификой ведения собственного бизнеса и слагаемых успешной карьеры в фермерстве.

Задачи:

1.   Формирование знаний о сферах деятельности, особенностях профессии, основ ведения фермерской деятельности

2.   Развитие ключевых компетенций школьников и акцентирование внимания на предпринимательских компетенциях.

3.   Подготовка учащихся к осознанному выбору будущего места обучения и профессиональному самоопределению.

4.   Воспитание активной жизненной позиции.

 

Требования к уровню освоения тем занятий:

 

Учащиеся должны знать/понимать:

1. Различие сфер деятельности человека. Особенности ведения фермерской деятельности.

2. Компетенции и качества делового человека и предпринимателя, фермера.

3. Понятие  крестьянско-фермерского хозяйства.

4. Основные понятия в бизнесе и предпринимательстве, фермерстве.

5. Слагаемые успеха в бизнесе.

Учащиеся должны уметь:

1. приводить примеры успешной карьеры и путей ее достижения.

2. находить информацию в различных источниках по необходимому вопросу..

3.сравнивать результаты деятельности между собой на условных примерах.

4. вычислять на условных примерах товары и продукцию.

5.самостоятельно принимать решения по управлению хозяйством.

Рекомендуемая литература:

1.Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. –СПб.: КАРО. 2005.

2.Как повысить эффективность вашего подворья? Личное подсобное хозяйство: Справочное пособие – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2004

3.Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: Учебное пособие для СУЗов.- Изд-во Академия, 2004.-272с.

4.Конаков М.А., Конаков А.П. Организация и экономические основы фермерских хозяйств: Учебное пособие. – Изд-во Академия, 2004.-256с.

5.Легеза В.Н. Животноводство: Учеб.-М. ПрофОбрИздат, 2001.

6.Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие./ Шевченко И.К. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.

7.Пичугина Г.В., Сорокина Н.В., Ермоленко М.Н., Дрондин А.Л.Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. 10-11 классы. Издательство: Дрофа, 2001.- 272 стр.

8.Попов Н.А., Тарцан Н.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Юридическая консультация. Вопросы и ответы – Изд-во Юркнига, 2006.- 128с.

Рекомендуемые интернет-ресурсы (библиотеки):

http://www.fermer.by/library.php?lib_d=1&;cat=other Библиотека фермера

http://fadr.msu.ru/rin/library/   Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству

http://www.fermer.ru Главный фермерский портал

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_NIT_SEL/_Nit_sel.html Научная и техническая литература

http://selib.ivlaz.info/   Сельская электронная библиотека

 

Тематическое планирование занятий

Общее распределение часов: 

 2,5 часа в неделю, 34 учебных недели, всего 85 часов за год

Занятия кружка «Школа будущего фермера» для учащихся 7,8,9-х классов, 1 группа

Учебная неделя, дата

2011/12

Тематика занятий

Возраст учащихся

14-15 лет,

часы

Вид занятия

1

3.09

Введение. Цели  и задачи курса.

Сферы деятельности человека. Сельскохозяйственное производство.

2,5

Вводное

2

10.09

Фермерство в России. Фермерство как возможность открытия собственного бизнеса.

2,5

Теоретическое

3

17.09

Работа на себя и на организацию. Отличия. Ролевая игра по практическим ситуациям

2,5

Практическое

4

24.09

Анкетирование – практикум  «Какой труд, профессия, деятельность мне подходит?»

2,5

Практическое

5

1.10

Какие бывают направления и специализации фермерских хозяйств?

2,5

Теоретическое

6

8.10

Российский и международный опыт ведения фермерской деятельности. Фермер и государство: проекты и субсидии

2,5

Семинар – практикум

7

22.10

Сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства района (области)

2,5

Экскурсия

8

29.10

Животноводство

2,5

Теоретическое

9

5.11

Основные направления животноводства.

2,5

Беседа со специалистами сельскохозяйственных организаций

10

12.11

Особенности содержания крупного рогатого скота, продукция.

2,5

Экскурсия в фермерское хозяйство

11

19.11

Особенности других отраслей животноводства: кролиководство, мелкий рогатый скот и т.д.

2,5

Практическое

12

26.11

Продукция животноводства и ее переработка.

2,5

Теоретическое

13

3.12

Растениеводство. Основные направления: картофелеводство, овощеводство и т.д.

2, 5

Теоретическое

14

10.12

Особенности современных технологий заготовки кормов

2,5

Беседа со специалистами сельскохозяйственных организаций

15

17.12

Продукция растениеводства и ее переработка

2,5

Теоретическое

16

24.12

Специализированные вопросы сельского хозяйства

2,5

Теоретическое

17

14.01

Необычные идеи для фермерского бизнеса: агротуризм, страусиные фермы, выращивание устриц и т.д.

2,5

Семинар-практикум

18

21.01

Спрос и предложение. Потребности и ограниченность ресурсов

2,5

Теоретическое

19

28.01

Какие качества нужны успешному фермеру? Деловой человек

2,5

Практическое

20

4.02

Ключевые компетенции делового человека

2,5

Практическое

21

11.02

Кто и как может стать фермером?

2,5

Теоретическое

22

18.02

Как определить цели и задачи бизнеса

2, 5

Теоретическое

23

25.02

КФХ и ИП как формы организации фермерской деятельности

2,5

Теоретическое

24

3.03

Понятие о конкуренции

2,5

Теоретическое

25

10.03.

Примеры успешных фермерских хозяйств. Критерии успешности

2,5

Встреча с фермерами

26

17.03.

Основные технологические стадии в производстве сельскохозяйственной продукции

2,5

Практическое

27

24.03

Откуда взять средства для начала фермерской деятельности? Доходы и расходы

2,5

Практическое

28

7.04

Что такое менеджмент? Как работать с людьми?

2,5

Теоретическое

29

14.04

Реализация продукции. Каналы сбыта. Маркетинг

2,5

Деловая игра

30

21.04

Переработка сельскохозяйственной продукции в фермерских хозяйствах

2,5

Экскурсия

31

28.04

Учет в фермерском хозяйстве

2,5

Теоретическое

32

5.05

Налогообложение фермерского хозяйства

2,5

Теоретическое

33

12.05

Риски. Банкротство

2,5

Теоретическое

34

19.05

Где и как учат ведению фермерской деятельности?

2,5

Встреча с представителями  учреждений профессионального образования

   

Итого

85

 
   

Теоретических

42,5

17 занятий

   

Практических

42,5

17 занятий

Пояснительная записка

 

Занятия  в группе дополнительного образования детей

в кружке  «ШКОЛА БУДУЩЕГО ФЕРМЕРА» для 10-11 классов

направлены на знакомство учащихся со сферами деятельности человека, с миром фермерства, с миром деловых отношений, с условиями успешной карьеры, примерами достижения высоких результатов в жизни. Занятия помогут выпускникам 11-х классов в последние года лучше освоить ключевые и предпринимательские компетенции, подготовиться к осознанному выбору своего будущего,  окажут педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении, научат ребят осознанно относиться  к способам зарабатывания денег и их распределения.

Занятия рассчитаны на 34 учебных недели, по 2 часа в неделю  для одной группы (15-20 человек)  гимназического уровня обучения, всего 68 часов  за год. Занятия предполагают обучение в субботу, во второй половине дня  с учетом возможности практикумов, экскурсий на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, встреч со специалистами, выполнения проектов (60% учебного времени практические занятия, 40% - теория).

      Цель: знакомство с основами бизнеса и предпринимательства, спецификой ведения фермерского хозяйства и слагаемых успешной карьеры.

Задачи:

1.   Формирование знаний о сферах деятельности, особенностях профессии, основ ведения фермерского хозяйства

2.   Развитие ключевых компетенций школьников и акцентирование внимания на предпринимательских компетенциях.

3.   Подготовка выпускников старшей школы к осознанному выбору будущего места обучения и профессиональному самоопределению.

4.   Воспитание активной жизненной позиции.

 

Требования к уровню освоения тем занятий:

 

Учащиеся должны знать/понимать:

1. Различие сфер деятельности человека.

2.  Основные направления ведения фермерского хозяйства

3. Компетенции и качества делового человека и предпринимателя.

4. Этапы регистрации ИП или КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства).

4. Основные понятия в бизнесе и предпринимательстве, ведении фермерского хозяйства.

5. Слагаемые успеха в бизнесе.

Учащиеся должны уметь:

1. приводить примеры успешной карьеры и путей ее достижения.

2. объяснять разницу между ОСН,УСН, ЕСХН.

3.сравнивать результаты деятельности между собой на условных примерах.

4. вычислять на условных примерах рентабельность проектов

5.самостоятельно принимать решения по управлению фермерским хозяйством.

6. ставить цели и планировать дела.

Рекомендуемая литература:

1.Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1996.

2.Как повысить эффективность вашего подворья? Личное подсобное хозяйство: Справочное пособие – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2004

3.Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: Учебное пособие для СУЗов.- Изд-во Академия, 2004.-272с.

4.Конаков М.А., Конаков А.П. Организация и экономические основы фермерских хозяйств: Учебное пособие. – Изд-во Академия, 2004.-256с.

5.Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер, с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 734 с.

6.Легеза В.Н. Животноводство: Учеб.-М. ПрофОбрИздат, 2001.

7.Организация предпринимательской деятельности:Учебное пособие/ Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.

8.Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие./ Шевченко И.К. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.

9.Пичугина Г.В., Сорокина Н.В., Ермоленко М.Н., Дрондин А.Л.Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. 10-11 классы. Издательство: Дрофа, 2001.- 272 стр.

10.Попов Н.А., Тарцан Н.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Юридическая консультация. Вопросы и ответы – Изд-во Юркнига, 2006.- 128с.

11.Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2006

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

http://www.fermer.by/library.php?lib_d=1&;cat=other Библиотека фермера

http://fadr.msu.ru/rin/library/   Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству

http://www.fermer.ru Главный фермерский портал

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_NIT_SEL/_Nit_sel.html Научная и техническая литература

http://selib.ivlaz.info/   Сельская электронная библиотека

www.nalog.ru  - Федеральная налоговая служба

http://ipipip.ru – Самостоятельная регистрация ИП, ООО

http://www.biznet.ru/ Бизнес-форум

http://moldelo.ru/ Ассоциация молодых предпринимателей России

http://www.edu.ru/ Федеральные образовательные ресурсы для общего образования

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://fcior>.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://window.edu.ru/  Единое окно доступа к образовательным ресурсам

 

Тематическое планирование занятий

Общее распределение часов: 

 2 часа в неделю, 34 учебных недели, всего 68 часов за год

Занятия кружка «Школа будущего фермера» для учащихся 11-х классов, 1 группа

Учебная неделя, дата

2011/12

Тематика занятий

Возраст учащихся

16-18 лет,

часы

Вид занятия

1

3.09

Роль предпринимателей в современной экономике. Фермерство в России

2

Вводное

2

10.09

Предпринимательство – двигатель прогресса. Фермерство – будущее сельского хозяйства

2

Теоретическое

3

17.09

Самореализация в собственном бизнесе

2

Диспут

4

24.09

Истории успешных фермеров

2

Теоретическое

5

1.10

Какие бывают направления ведения фермерского хозяйства?

2

Теоретическое

6

8.10

Российский и международный опыт фермерства.

2

Семинар - практикум

7

22.10

Меры государственной поддержки и проектов для фермеров

2

Беседа со специалистами муниципальных служб или органами управления

8

29.10

Как начать собственное дело? Выбор идеи, цели, задач фирмы. Особенности ведения фермерского хозяйства разных направлений

2

Теоретическое

9

5.11

Как правильно поставить цель? (по методике Б. Трейси). Значение целеполагания в бизнесе и в жизни

2

Деловая игра

10

12.11

Как зарегистрировать фермерское хозяйство? Организационно-правовые формы. Легальный и нелегальный бизнес.

2

Встреча с работниками налоговых органов

11

19.11

Этапы регистрации фермерского хозяйства – практическое занятие. ИП и КФХ как формы фермерского хозяйства.

2

Встреча с работниками налоговых органов

12

26.11

Учет в фермерском хозяйстве

2

Теоретическое

13

3.12

Налогообложение – практическое занятие. ОСН, УСН,ЕСХН и др.

2

Теоретическое

14

10.12

Кадровое делопроизводство

2

Теоретическое

15

17.12

Как оформить сотрудника на работника?

2

Практическое

16

24.12

Расчет оплаты труда, налоги

2

Практическое

17

14.01

Налоговая отчетность. Специфика УСН

2

Комбинированное

18

21.01

Налоговая отчетность. Специфика ЕСХН

2

Комбинированное

19

28.01

Критерии успешности бизнеса.

2

Теоретическое

20

4.02

Технологические стадии. Особенности организации производства в фермерском хозяйстве.

2

Экскурсия

21

11.02

Поставщики и заказчики, потребители. Сбыт продукции. Маркетинг. Реклама

2

Ролевая игра

22

18.02

Менеджмент в фермерском хозяйстве

2

Теоретическое

23

25.02

Практическое занятие по решению управленческих ситуаций.

2

Занятие по case-технологии

24

3.03

Риски и «подводные камни»  ведения фермерского хозяйства

2

Беседа с предпринимателями

25

10.03.

Инновационные технологии и их применение в фермерстве

2

Теоретическое

26

17.03.

Информационно-консультационные службы в АПК

2

Теоретическое

27

24.03

Кредиты, инвестиции для расширения фермерского хозяйства

2

Семинар-практикум

28

7.04

Как разработать бизнес-план?

2

Теоретическое

29

14.04

Этика предпринимательства. Имидж современного предпринимателя.

2

Теоретическое

30

21.04

Растениеводство. Основные направления; картофелеводство, овощеводство, цветоводство и т.д.

2

Экскурсия

31

28.04

Животноводство. Основные направления: молочное и мясное скотоводство, овцеводство и т.д.

2

Экскурсия

32

5.05

Неординарные виды фермерских хозяйств и их перспективы в России. Агротуризм.

2

Семинар-практикум

33

12.05

Вечер вопросов и ответов «Встреча с фермерами области (района)»

2

Беседа с фермерами

34

19.05

Где и как учат фермерству?

2

Встреча с представителями учреждений профессионального образования

   

Итого

68

 
   

Теоретических

28

14 занятий

   

Практических

40

20 занятие

 

Список литературы

1.Как повысить эффективность вашего подворья? Личное подсобное хозяйство: Справочное пособие – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2004

2.Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: Учебное пособие для СУЗов.- Изд-во Академия, 2004.-272с.

3.Конаков М.А., Конаков А.П. Организация и экономические основы фермерских хозяйств: Учебное пособие. – Изд-во Академия, 2004.-256с.

4.Организация предпринимательской деятельности:Учебное пособие/ Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.

5.Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие./ Шевченко И.К. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.

6.Пичугина Г.В., Сорокина Н.В., Ермоленко М.Н., Дрондин А.Л.Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. 10-11 классы. Издательство: Дрофа, 2001.- 272 стр.

7.Попов Н.А., Тарцан Н.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Юридическая консультация. Вопросы и ответы – Изд-во Юркнига, 2006.- 128с.

8. http://www.akkor.ru/?id=45 Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР)

9. http://www.ftcntr.ru/Articl/stvmk002.htm  Кошелев В.М., Алексанов Д.С., Корольков А.Ф. О проекте создания комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям

10. http://www.farmer-business.info/index.php Фермерский бизнес- сайт фермеров

11. www.fermer.ru Главный фермерский портал

   
© 2017 - ЦОиНК